Archives

A sample text widget

Etiam pulvinar consectetur dolor sed malesuada. Ut convallis euismod dolor nec pretium. Nunc ut tristique massa.

Nam sodales mi vitae dolor ullamcorper et vulputate enim accumsan. Morbi orci magna, tincidunt vitae molestie nec, molestie at mi. Nulla nulla lorem, suscipit in posuere in, interdum non magna.

Все будет Донбасс?.. или чего ждать Севастополю от угольного терминала

Донбасс в советские времена с гордостью называли всесоюзной кочегаркой, не слишком, вероятно, задумываясь о том, каково это на самом деле. Крым же всегда был всесоюзной здравницей. Севастополь как часть Крыма из военной базы должен бы превратиться в международный туристический центр. Однако проект строительства в нашем городе угольного терминала запросто поставит крест на этой перспективе. И мы получим здесь свой маленький Донбасс.

Донецк. Первые впечатления

Алекс Кирби, британский журналист с 25-летним стажем работы на Би-Би-Си, приехав в Донецк и поселившись в гостиницу «Централь», перед сном по привычке открыл окно. Как большинство европейцев, Алекс относил себя к приверженцам здорового образа жизни. Через минуту он встал и закрыл окно: вместо свежего воздуха комнату наполнила непривычная, тяжелая смесь с каким-то химическим привкусом. Донецк – то место, где в помещении дышится легче, чем на улице…

Алекс Кирби приехал в столицу Донбасса в качестве тренера мастер-класса по программе ООН для журналистов из Украины, Беларуси и Молдовы, занимающихся экологической тематикой. В качестве еще одного организатора семинара выступило областное Госуправление по охране окружающей природной среды. Помимо теоретических занятий, мы посетили ряд объектов Донецкой области, в том числе металлургический комбинат «Донецксталь» и широко известную шахту им. Засядько.

Труд металлурга и шахтера – по-прежнему в числе наиболее тяжелых и опасных. В цехах «Донецкстали» шум гонит прочь, а в воздухе – взвесь, которая остается на видоискателе фотоаппарата в виде размытых пятен. Руководство комбината говорит, что выбросы вредных веществ в атмосферу не превышают нормы, однако экологи утверждают обратное: «Донецксталь», как и шахта им. Засядько, относится к главным загрязнителям воздуха Донецка.

В центральном – Ворошиловском – районе города «стационарные посты наблюдения контроля качества атмосферного воздуха чаще всего фиксируют не только максимумы его запыленности, но и превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) аммиака, сероводорода, диоксида азота, свинца и фенола. Ворошиловский район удерживает печальное лидерство потому, что к нему примыкают главные загрязнители – «Донецксталь», Донецкий участок коксохимического завода», – пишет «Газета по-донецки» (№ 41, 9-15 октября 2008 г., статья «Чем дышит Донецк»).

Тем не менее, именно Ворошиловский – самый престижный район города: цены на жилье здесь составляют в среднем $10 тыс. за кв. м. Что это – недостаток информированности населения, наплевательство на собственное здоровье, недоверие по отношению к данным медиков и экологов? Мы провели небольшой опрос жителей примыкающего к «Донецкстали» района. Всем задавали вопрос: влияет ли на ваше самочувствие и здоровье близость металлургического комбината? Более половины респондентов ответили: не знаем, в Донецке везде такой воздух.

Ольга, продавщица ближайшего универсама, предложила: «А вы приходите в ясную погоду и увидите, как от комбината движется серовато-стальное облако. А когда ветер в нашу сторону – здесь нечем дышать… всюду этот химический запах». На вопрос, не пыталась ли она найти работу в другом районе, женщина ответила: «А смысл? Здесь – комбинат, в районе, где живем – шахта им. Засядько. И так повсюду… Да, болеем. В нашем универсаме – много онкологических больных. Мой ребенок не вылезает из бронхитов, трахеитов и т.п. Все деньги уходят на его лечение, о себе я уже не говорю. Мы-то как-нибудь перебьемся…».

А вот начальник отдела охраны окружающей среды комбината на вопрос, какими профзаболеваниями страдают рабочие «Донецкстали», засмеявшись, ответил: «ОРЗ и радикулитом».

Цена промышленных достижений

Донбасс изначально развивался как промышленный регион. Основа его существования – минерально-сырьевые ресурсы: более 800 разведанных месторождений и свыше 50 видов минерального сырья. Их стоимость, по оценкам зарубежных специалистов, превышает $ 3 триллиона. Основные виды промышленности – горнодобывающая, металлургическая, химическая.

Татьяна Волынько, кандидат медицинских наук и заместитель директора НИИ медико-экологических проблем Донбасса и угольной промышленности, привела некоторые цифры, красноречиво свидетельствующие об истинной картине экологической обстановки в Донбассе. Техногенная нагрузка на геологическую среду превышает аналогичный показатель по сравнению с другими странами в 5-15 раз. В Донбассе более 560 млн. тонн токсичных отходов, обезврежено и уничтожено всего 7%.

Несмотря на сложные экологические условия, инвестиции на природоохранную деятельность сокращаются. Сегодня они составляют беспрецедентно низкий уровень – 0,3-0,4% от ВВП. Для сравнения, в большинстве стран Восточной Европы этот показатель составляет 1,5-4 % ВВП. В нашей стране – смехотворно низкие штрафы за нарушение экологической безопасности. Если в Дании или Швеции плата за выброс в окружающую среду сернистого ангидрида составляет 5400-6940 евро, то в Украине всего 9,63 евро. Платить штрафы в Украине намного выгоднее, чем тратиться на дорогостоящее оборудование и мероприятия, снижающие экологическую опасность.

Все это не может не сказываться на здоровье жителей Донбасса. Средняя продолжительность жизни мужчин в Украине, по официальным данным, составляет 58 лет (в Европе 70 лет, женщин – 75). В Донецке эта цифра не превышает 53-55 лет. Лишь 6 % детей в Донбассе рождаются здоровыми, все остальные имеют патологии различной степени тяжести. Если сравнить некоторые цифры по Украине и Донецкой области, картина вырисовывается неутешительная.

Например, коэффициент рождаемости в Украине на 1тыс. населения составляет 7,7, в Донецкой области – 6,1. Коэффициент смертности по Украине – 15,2 на 1 тыс. населения, в Донбассе – 16,5.

На первом месте – заболевания системы кровообращения, на втором – онкология. В столице Донбасса – огромный онкологический центр, но в нем не хватает мест. Очень высокая смертность детей в возрасте до одного года: по Украине на 1тыс. рожденных – 11,3, в Донецкой области – 13, 29. Распространены туберкулезные заболевания: по Украине этот показатель составляет 268, 9 на 1 тыс. населения, в Донбассе – 333,1.

Несмотря на стремительное развитие технологий, применение которых должно бы улучшить экологическую ситуацию в регионе, выбросы в атмосферу вредных веществ с каждым годом растут. В 2004 году в Донбассе они составили 1 млн. 835, 4 тыс. тонн, в 2005-м – 1 млн. 863 тыс. тонн, 2006-м – 1 млн. 1893, 7 тыс. тонн. Количество выбросов в 9-10 раз превышает средний показатель по Украине.

– Мы находимся достаточно далеко от Чернобыля, но радиационный фон в отдельных местах – например, в районе Константиновского могильника – превышает ПДК в 100 раз! – говорит Татьяна Волынько. – И не нужно думать, что это касается только атмосферы: все, что находится в воздухе, оседает на воду и почву – а значит, попадает в овощи и фрукты, которые мы выращиваем на этой земле. Все эти негативные факторы приводят к росту смертности и уменьшению населения.

В чьих руках судьба Севастополя?

Проект строительства в Севастополе угольного терминала стивидорной компанией «Авлита» (а точнее – донецким олигархом Ринатом Ахметовым) с самого начала вызвал неприятие населения. В Севастополе было создано сразу два общественных независимых экологических совета, которые провели экспертизу предоставленных «Авлитой» ТЭО (технико-экономического обоснования проекта) и ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду). Независимые эксперты нашли в документах огромное количество нарушений, искажений и несоответствий, в том числе – действующему законодательству.

Замечания обеих групп экспертов, работавших независимо друг от друга, коснулись практически всех разделов представленных документов.

В сентябре свою экспертизу обнародовал Координационный совет по противодействию строительству в г. Севастополе угольного терминала (председатель совета – Маргарита Литвиненко). На днях аналогичную работу завершил Общественный экологический совет по проблеме строительства угольного терминала (председатель совета – Станислав Шулин). Вот выводы экспертов: «Раздел «Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС)» материалов технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства универсального перегрузочного комплекса (УПК) в г. Севастополе разработан с грубыми нарушениями требований природоохранного законодательства, действующих нормативных документов и оценивается отрицательно. Влияние проектируемого объекта на окружающую природную среду оценивается как недопустимое, а сам проект отклоняется от реализации».

Кроме того, Общественный экологический совет обратился с письменным заявлением к Валерию Саратову, в котором, во-первых, поставил в известность о проведенной экспертизе депутатский корпус, во-вторых, выдвинул предложение провести в конце октября – начале ноября общегородские общественные слушания по проблеме строительства терминала.

Экологи знают: проблема подобных объектов в том, что на этапе проектирования и строительства их потенциальная опасность преуменьшается, а их руководством щедро раздаются обещания по обеспечению полной экологической безопасности и минимальном влиянии на окружающую среду. Как показывает практика, эти обещания чаще всего не выполняются, а на дорогостоящих экологических мероприятиях собственник, как правило, экономит. А хуже всего то, что нас пытаются обмануть, фальсифицируя общественные слушания, игнорируя мнение экологов и медиков, подсовывая недобросовестно подготовленные документы. Проект, который начинается со лжи, ничего хорошего нашему городу принести не может.

Собственно, выбор Севастополя для строительства терминала обусловлен одним-единственным фактом: наличием глубоководных незамерзающих бухт, которые могут принять суда дедвейтом порядка 140 тыс. тонн. Но если Донбасс – традиционно промышленный регион, то Крым – рекреационный. Его ресурсы, климат, красота самой природой предназначены для отдыха и оздоровления. В феврале 2008 года городскими властями и Агентством США по международному развитию был подписан трехсторонний протокол по разработке стратегического плана по привлечению инвестиций в экономику Севастополя. Созданный тогда же Экспертный совет недавно закончил свою работу. Согласно его выводам, объективно существуют три пути развития Севастополя. Первое – город-порт, международный транспортный узел с развитым морехозяйственным комплексом. Второе – город высоких инновационных технологий, международный научный и деловой центр. Третье – международный центр рекреации, виноделия и туризма. Выбирая стратегическое направление, логично стремиться к тому, чтобы сохранить и развить лучшее, что есть в регионе. Почему же из всех объективно существующих направлений нужно выбирать самое худшее – перевалку угля и прочих пылящих сыпучих материалов, игнорируя другие, более безопасные и перспективные пути?

Можно, конечно, возразить, что современные технологии творят чудеса и Севастополю ничто не угрожает. Но что-то незаметно, чтобы эти чудо-технологии применялись в задыхающемся от выбросов Донбассе. А уж он-то нуждается в них больше, чем любой другой регион Украины.

14 октября вопрос строительства терминала наконец-то был вынесен на рассмотрение сессии Севастопольского горсовета. Было предложено четыре проекта решения: обратиться с этой проблемой в высшие органы власти; провести опрос населения (либо референдум); запретить строительство терминала; не согласовывать размещение объектов по перевалке угля до проведения их экологической экспертизы.

Депутаты проголосовали за последний, самый безобидный вариант: и так понятно, что без государственной экологической экспертизы разрешение на строительство подобного объекта никто не даст. Предложение провести референдум по вопросу строительства терминала было отклонено. В общем, снова никаких радикальных мер, снова затягивание времени. Из чего становится понятно: нам не нужно рассчитывать на власть. Ни на местную, ни на центральную. У них сейчас выборы. Им не до нас. Мы их интересуем только как электорат – не более. А навербовать сторонников можно и более безобидными методами, чем выступление против проекта главного спонсора одной из самых многочисленных партий. Похоже, решение о размещении в Севастополе терминала принимают вовсе не те, кто здесь живет и собирается жить дальше.

Но Севастополь – город военный, боевой. Думаю, отобьемся. А жители Донбасса пусть приезжают к нам отдыхать.

Нина Колмовская

Читайте на эту тему также:

Обіцяти – не мішки тягати або Чим зігріємось завтра?

http://pryroda.in.ua/lystopad/obicyati-%e2%80%93-ne-mishki-tyagati-abo-chim-zigriyemos-zavtra/

 

НА БОЧКАХ С ПОРОХОМ И ЯДОМ

http://pryroda.in.ua/lystopad/na-bochkax-s-poroxom-i-yadom/

 

Как дела, экоДОНБАСС?

http://pryroda.in.ua/lystopad/kak-dela-ekodonbass/

 

Донецк и другие: жизнь за допустимыми пределами

http://pryroda.in.ua/lystopad/doneck-i-drugie-zhizn-za-dopustimymi-predelami/

 

В четыре минуты пополуночи

http://pryroda.in.ua/lystopad/v-chetyre-minuty-popolunochi/

 

Все будет Донбасс?.. или чего ждать Севастополю от угольного терминала

http://pryroda.in.ua/lystopad/vse-budet-donbass-ili-chego-zhdat-sevastopolyu-ot-ugolnogo-terminala/

 

Нужны ли Запорожской области новые разработки железных руд?

http://pryroda.in.ua/lystopad/nuzhny-li-zaporozhskoj-oblasti-novye-razrabotki-zheleznyx-rud/

 

Кому – руда, а кому – біда

http://pryroda.in.ua/lystopad/komu-%e2%80%93-ruda-a-komu-%e2%80%93-bida/

 

Терриконы требуют цветов

http://pryroda.in.ua/lystopad/terrikony-trebuyut-cvetov/

 

Ціна сталі

http://pryroda.in.ua/lystopad/cina-stali/

 

Уголь есть, да счастья нет

http://pryroda.in.ua/lystopad/ugol-est-da-schastya-net/

 

БЕРЕЖІТЬ ЧОЛОВІКІВ

http://pryroda.in.ua/lystopad/berezhit-cholovikiv/

 

“Вбити звичку”

http://pryroda.in.ua/lystopad/vbiti-zvichku/

 

 

Leave a Reply