«Кубок Кинбурнской косы» состоится при любых условиях: погодных ли, финансовых и даже если одесситы подсуропили
В День Констититуции, 28 июня, в 11.00 из Николаевского яхт-клуба стартует 19-я Экологическая регата им.С.Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы», которая пройдет по традиционному маршруту длиною в 107 морских миль. Об особенностях нынешней «экологички» сегодня, 25 июня, на пресс-конференции рассказали сопредседатели оргкомитета Сергей Исаков и Олег Деркач.
Во многом, эта регата сохранила все признаки стабильности: у нее те же организаторы (Николаевская областная Федерация парусного спорта, Николаевский областной яхт-клуб и Южный филиал института экологии НЭЦ Украины при участии Черноморского биосферного заповедника, НПП «Білобережжя Святослава» и РЛП «Кинбурнская коса»), сохранился и традиционный маршрут (Николаев-Очаков-Кинбурнская коса (Ягорлыцкий залив) - Очаков). Но есть ряд особенностей.
Во-первых, впервые на берегах Кинбурнской косы яхтсменов встретит коллектив НПП «Білобережжя Святослава», который был сформирован на протяжении апреля-мая этого года (представитель дирекции НПП «Білобережжя Святослава» заверил, что в парке готовы принять регату, обеспечив поселение и питание яхтсменов).
Во-вторых, в этом году регата не будет проводиться одновременно с чемпионатом Украины, что несколько сократило предположительное количество ее участников – ориентировочно в регате примут участие 50-60 яхт.
Как рассказал С.Исаков, в прошлом году, когда «экологичка» имела статус чемпионата Украина, в ней приняло участие 72 яхты, и это подметили одесситы, которые настояли на том, чтобы в этом году чемпионат Украины проводился в Одессе, причем почти в то же время, что и «Кубок Кинбурнской косы».
А в-третьих, были сложности с финансами. Только за неделю до регаты свое согласие выступить финансовым партнером «экологички» дал OTP Bank, которому организаторы регаты страшно благодарны.
Но, как отметил С.Исаков, даже если бы финансовый партнер не нашелся, то яхтсмены были готовы поднатужиться и все равно провести регату, потому что «Кубок Кинбурнской косы» был и остается самым массовым и самым зрелищным спортивно-экологическим мероприятием.
Впрочем, были и другие сложности. По словам О.Деркача, поскольку регата заходит в 3 заповедных объекта – РЛП «Кинбурнская коса», НПП «Білобережжя Святослава» и входящие в Черноморский биосферный заповедник острова Долгий и Круглый и Ягорлыцкий залив, на этот заход надо непременно разрешение руководства Черноморского биосферного заповедника.
Однако с начала этого года руководство Черноморского биосферного заповедника сменилось, поэтому пришлось практически с нуля объяснять, что это за регата.
Но объяснения были приняты и восприняты, причем в этом году впервые директор ЧБЗ лично примет участие в «экологичке», чего раньше не было, сообщил О.Деркач.
Естественно, разговор о собственно регате перетек в разговор о Кинбурнской косе, потому что, во-первых, вдохновителем первой Экологической регаты «Кубок Кинбурнской косы» был известный яхтсмен, эколог, ученый, директор Южного филиала института экологии НЭЦ Украины Сергей Шаповалов, а во-вторых, участники регаты всегда активно защищали Кинбурн и приложили немало усилий, чтобы отстоять этот уникальный уголок природы.
В этом году они не отступят от традиций: посещение Кинбурна будет как можно более мягким, и главная задача – чтобы на Кинбурне от яхтсменов остались максимум только следы на песке и ни грамма мусора. Потому что, как отметил Олег Деркач, если раньше главной проблемой Кинбурна был самозахват территорий, то теперь – замусоренность.
Коснулись на пресс-конференции и работы НПП «Білобережжя Святослава». По словам О.Деркача, тут есть проблемы. До сих пор, например, не утверждена кандидатура директора Национального природного парка («директор назначается министром охраны окружающей природной среды при согласовании кандидатуры с губернатором нашей области, но, к сожалению, такой компромисс пока не достигнут», сказал О.Деркач) – временно исполняет обязанности руководителя НПП «Білобережжя Святослава» Юрий Козловский, в прошлом – заместитель директора РЛП «Кинбурнская коса», т.е. человек знающий и опытный, с экологическим образованием.
Естественно, костяк коллектива Национального природного парка – это в прошлом сотрудники РЛП «Кинбурнская коса», который до сих пор действует (и это логично, считает О.Деркач – около 3 тыс.га Кинбурнской косы не вошли в НПП, и отказаться от регионального ландшафтного парка можно будет только тогда, когда все заповедные территории войдут в НПП). Но поскольку штатных единиц много (80), то ставка сделана на местное население: в службе охраны, например, большинство сотрудников – жители Кинбурнской косы.
- Это, с одной стороны, хорошо – решается вопрос занятости. Я уже говорил, что зарегистрирован Национальный природный парк в с.Покровка, поэтому все отчисления идут непосредственно в местный бюджет, а это немалая сумма. Офис пока временно находится в Очакове. Но что касается таких подразделений, как научный отдел, то проблема огромна. Все должны решать кадры, а найти кадры в Очакове или на Кинбурнской косе сложно: выпускники наших вузов почему-то неохотно туда идут. Если бы в наше время предложили работать в Национальном парке пусть в Сибири, мы бы с удовольствием поехали бы. А сейчас таких желающих нет, - сказал Олег Деркач.
Что же касается финансирования, то, по словам начальника отдела экообразования и рекреационного благоустройства НПП «Білобережжя Святослава» Дмитрия Попова, финансируется пока только зарплата и коммунальные услуги, а на закупку техники и оборудования денег нет.
- Два дня назад приезжали советники Министра экологии, сказали, что будут решать вопрос финансирования. Потому что без техники – катера и каких-то автомобилей – просто невозможно работать. Служба охраны осуществляет свою деятельность либо на своем личном транспорте, либо пешком, - сказал Дмитрий Попов.
Безусловно, дирекции парка надо дать время на налаживание нормальной работы, которая будет зависеть, прежде всего, от финансирования из государственного бюджета. И хотя эколог Олег Деркач предвидит, что в первый год будет много нареканий на работу НПП «Білобережжя Святослава», к этому надо относиться спокойно – все это болезни роста, которые будут преодолены.
Что же касается регаты, то и она, в каком-то смысле, преодолела болезни роста. В прошлом году из-за сложных погодных условий в ходе регаты пострадали несколько яхт, поэтому в этом году, по словам С.Исакова, даже рассматривался вопрос о том, чтобы мини-тоники (маленькие яхты) пустить в рамках регаты по другому маршруту (на спокойной «закрытой» воде).
Но яхтсмены возмутились такой постановкой вопроса и устроили организаторам обструкцию. Так что было принято решение, что в этом году к регате будут допущены яхты (вне зависимости от размеров), соответствующие 4-й категории. И это соответствие сейчас жестко оценивает техническая комиссия.
Джерело: