Свидетель обвинения
Обвинение это насквозь фальшиво – взяткой прокуратура именует спонсорскую помощь, адресованную всей сельской общине.
Сами чиновники райгосадминистрации постоянно требовали, чтобы сельские советы привлекали спонсорские деньги для решения своих проблем: об этом свидетельствуют множество документов, спущенных из района на места. В деле Маруняка не было ни факта вымогательства, ни использования спонсорских денег в личных целях. Общаясь с депутатами сельсовета, “спонсор” из кожи лез, демонстрируя желание оказать селу помощь. Помимо прочего, он вызвался перед праздником Проводов построить за свой счет на сельском кладбище туалет и два колодца. Но вместо того, чтобы передать спонсорские деньги строителям, как было договорено, вооружился видеокамерой, приехал в сельсовет и вручил конверт председателю сельсовета. Виктор Маруняк успел только сказать: “Мы отчитаемся перед тобой, как потратили эти деньги”, – что и зафиксировала камера перед тем, как на него надели наручники.
О том, что против Маруняка готовилась провокация, свидетельствует и такой факт. Еще раньше тот же “спонсор” пытался лично вручить Маруняку 50 тыс. грн. на ремонт крыши сельского клуба, но Маруняк наличных не взял. Тогда “спонсор” перечислил деньги на счет сельсовета. Так вот, после ареста председателя эти деньги долгое время фигурировали в деле как взятка, а затем их у сельской общины просто отняли решением суда.
В результате прокуратура возбудила уголовное дело о взятке в 10 тыс. грн, тогда как рыночная стоимость захваченных у старозбурьевчан и уже проданных 28 га заповедной земли составляет более $5 млн., а среди получателей участков, стоимостью в $200 тыс. – сплошь жены друзья и родственники чиновников районного, областного рангов и выше. Так кто же в этой ситуации взяточник?!
На самом деле судят Виктора не за то, что он взял 10 тыс., а за то, что отказался от взятки в 1 млн.: один из организаторов аферы предлагал Маруняку за содействие: “Бери 5 гектаров и успокойся”. Но Маруняк эту аферу собственноручно разоблачил, подав в суд на действия районной власти и организовав несколько резонансных выступлений в СМИ. Практически весь фактаж многочисленных публикаций по дерибану земли в местной и киевской прессе собран старозбурьевским головой. Виктор Маруняк – один из соавторов известного документального фильма “Ничейная земля” об экологических и коррупционно-криминальных проблемах Нижнеднепровских плавней. В прошлом году этот ролик занял первое место в общенациональном конкурсе телефильмов в номинации “Борьба с организованной преступностью”. Фильм неоднократно демонстрировался по ТРК “Скифия” и, судя по многочисленным откликам, херсонцев он взволновал.
Таким образом, Виктор Маруняк по сути является не обвиняемым, а главным свидетелем обвинения против насквозь прогнившей системы государственной власти в стране, где коррумпированные чиновники прибирают к рукам самую главную ценность украинского народа – его землю.
В частных беседах офицеры СБУ, потупив глаза, оправдывают свое бездействие “отсутствием политического решения” руководства страны. Мол, у них в СБУ дела по коррупционерам всех уровней на контроле и, если будет это самое “политическое решение”, они способны навести порядок в стране. (Не удивительно ли: зачем людям, нанятым охранять законность и безопасность страны, нужно “политическое решение” для выполнения своего прямого долга?! А если власть захватят враги народа? А если – пришельцы из космоса? СБУ тоже будет ждать от них “политического решения”? Какая-то безответственная, чтобы не сказать холуйская позиция…).
А ведь сегодня у этого абстрактного “решения” есть вполне конкретное имя и фамилия – Виктор Андреевич Ющенко. И его трехлетнее “отсутствие” в сфере реальной борьбы с коррупцией выглядит все более и более подозрительным.
Речь идет даже не о наказании коррупционеров, а хотя бы о снятии их с должностей. Ведь еще в апреле этого года на страницах киевской газеты “2000” (№ 14 от 4.04.2008) Виктор Маруняк рассказал всей Украине о приснопамятном распоряжении № 226 (от 18.05.2007) Александра Оноприенко, сделавшим возможным захват 28 га земель Старозбурьевского сельсовета. К тому времени Херсонское управление СБУ уже возбудило уголовное дело по факту незаконных распоряжений главы Голопристанской администрации.
На сегодняшний день уже и Херсонская прокуратура опротестовала эти распоряжения и даже, после отклонения протестов губернатором, подала в Голопристанский районный суд иск с требованием остановить беззаконие. Уже и глава облгосадминистрации, после двухмесячной волокиты, все же отменил злополучные распоряжения Пеньковского и Оноприенко и публично открестился от “корупційної бандитської схеми”. Наконец, уже и члены районной организации “Нашей Украины” выразили недоверие своему погрязшему в коррупции однопартийцу. Так что мешает Президенту снять с должности проштрафившегося главу райгосадминистрации? Ведь по сведениям, полученным из источников, заслуживающих, доверия, Александр Оноприенко проталкивает сейчас новую крупномасштабную аферу по раздаче земель района под песчаные карьеры, в нарушение законодательства о недрах.
Впрочем, даже поверхностный анализ ситуации наводит на мысль: отсутствие “политического решения” по главам рай-и облгосадминистрации, увы, совершенно закономерно. Ведь это не Пеньковский с Оноприенко вербовали киевских студентов (продававших за $300 паспортные данные и идентификационные номера) в подставные лица для получения вожделенных гектаров. А кто? Может быть, это делал кто-то из киевского окружения Виктора Балоги? Ведь именно в таких случаях, как показывает печальный опыт последних месяцев, Гарант Конституции бессилен гарантировать законность…
Сейчас наш Президент всячески солидаризируется с несчастной Грузией. Лучше бы он проявил солидарность с многострадальным украинским селом. Ведь это не российские солдаты захватывают и продают земли украинских селян. Это делают назначенцы Президента Украины – главы районных и областной администраций – под прикрытием его Секретариата. А как достойны именоваться политики, отнимающие у селян земли их предков? Они достойны именоваться врагами украинского села. А, следовательно, – врагами украинского народа, поскольку село – это душа нации. Именно по адресу таких политиков каждое утро в нашем эфире звучит вполне конкретное пожелание: “згинуть наші вороженьки, як роса на сонці”.
Сейчас коррупция в земельной сфере активно замалчивается центральными СМИ – к какой бы партии не принадлежал его хозяин. Это может означать только одно: в сфере дерибана земли партии договорились не нападать друг на друга. Но что очевидно уже сейчас – захват земель сельских общин и террор против их руководителей – целиком на совести Секретариата Президента Украины. И трудно представить, как Виктор Ющенко сможет в будущем оправдаться перед судом истории по делу Виктора Маруняка. Пока, увы, судят не организаторов “корупційної бандитської схеми”, как самокритично обозначил ситуацию Борис Силенков, а того, кто эту схему разоблачил перед всей страной.
Суд над Виктором Маруняком показывает, что война за земли сельских советов перешла в новое качество. Власть показала, что в своем желании отобрать у крестьян землю, усевшиеся в чиновничьи кресла грабители не остановятся ни перед чем. Это значит, что и противодействие народа земельным рейдерам должно стать более активным и организованным. А главное, сами селяне не должны признавать законной передачу своей земли в чужие руки. Только решения самих органов власти на селе – сельсоветов и сельских сходов могут считаться легитимными. Лишь сами селяне вправе распоряжаться своей землей, и это право в принципе не может быть делегировано ни райгосадминистрациям, ни каким-либо иным вышестоящим органам.
Михаил Подгайный, краевед, член народного комитета самообороны Старой Збурьевки,
Наталья Бимбирайте,
Фото Максима Коурова