Пикник на обочине

Еще не вышедший в прокат фильм российского режиссера Федора Бондарчука «Обитаемый остров» успел «прославиться» буквально со съемок первых кадров. Скандал разразился летом 2007 года, когда выяснилось, что съемки проходили в Казантипском заповеднике, на территории которого строго ограничено нахождение посторонних, не говоря уж о тяжелой бронетехнике, которая использовалась для съемок фильма. Ситуация накалилась еще больше, когда стало известно, что согласие на проведение подобных мероприятий дала Государственная служба заповедного дела Минприроды Украины — разрешение было подписано первым заместителем начальника этого ведомства. Тогда к нарушителям обещали применить самые жесткие меры, за расследование дела взялась даже Генпрокуратура. Но, как выяснила «ВД», все виновники отделались лишь легким испугом, на практике дело не дошло даже до увольнения. Впрочем, в Минприроды, кажется, уже придумали, как избежать подобных скандалов в будущем.Заветной тропой

«ВД» уже неоднократно писала о нарушениях в заповедниках, однако речь шла лишь о природоохранных зонах местного значения. Но вот теперь у бизнесменов появился повод присмотреться к природным и биосферным заповедникам более пристально. Пока что речь идет лишь об организации экологического туризма, причем иници-атива исходит от чиновников профильного министерства. На Международной конференции по экотуризму, прошедшей в начале декабря 2007-го в Закарпатье, представитель Государственной службы заповедного дела Минприроды Украины Владимир Гетьман заявил, что организация экологических троп в заповедниках даст им хорошую возможность зарабатывать самостоятельно.

В Опукском природном заповеднике даже успели подготовить бизнес-план по развитию экотуризма. «Уже весной мы планируем открыть экологическую тропу, детский билет будет стоить 5 грн., взрослый — вдвое дороже, — рассказывает Роман Зимнухов, младший научный сотрудник заповедника. — Общий лимит посещений заповедника (с учетом научных сотрудников, работников заповедника и студентов-практикантов) составит не более 2250 человек в год».

Опукский заповедник находится в труднодоступном уголке Керченского полуострова, и проконтролировать количество экскурсантов довольно сложно. К тому же, как рассказал «ВД» один из научных сотрудников заповедника, пожелавший остаться неназванным, на территории объекта часто проводятся развлекательные мероприятия, да и местные турфирмы предлагают, среди прочих услуг, экскурсии и погружение с аквалангом на заповедной территории. И потому разработанная экологическая тропа, которую вскоре планирует открыть администрация, может стать только прикрытием для налаживания указанной деятельности.

Этого опасаются и экологи, выступающие категорически против экскурсионной деятельности на заповедных территориях. Ведь проведение экскурсий требует сооружения хотя бы минимальной инфраструктуры. В качестве примера экологи указывают на Украинский Степной заповедник (Донецкая область), где, по распоряжению директора, установлены деревянные сооружения.

«Это обыкновенные беседки, и построены они для того, чтобы экскурсанты могли где-то остановиться, поесть, отдохнуть и послушать рассказ экскурсовода, — говорит Леонид Мордатенко, директор заповедника. — Целостность заповедника они не нарушают». При этом г-н Мордатенко признает, что беседки были построены не совсем законно — у администрации не был готов проект организации территории, в котором и нужно было указать оборудование экологической тропы необходимой инфраструктурой. Средства на проект по организации территории в размере 130 тыс. грн. заповеднику задолжала НАНУ, и потому было принято решение строить беседки, а необходимую документацию оформить, когда появятся средства.

Хозяйственный суд Донецка обязал администрацию Украинского Степного заповедника беседки демонтировать. Правда, Леонид Мордатенко говорит, что как только проект организации будет окончательно разработан и заповедник сможет оплатить работы, эти беседки будут восстановлены.

По словам экологов, такое упорство одними лишь чаяниями о туристах не объяснить: отдыхающее в этих беседках важное руководство правоохранительных органов мало похоже на интересующихся природой посетителей и школьников. Гостят такие посетители, по словам очевидцев, довольно часто и совсем не в отведенное для экскурсий время. По словам Алексея Василюка, главы Молодежного отделения Национального экологического центра, органы прокуратуры последние два года безуспешно пытаются привлечь к ответственности руководство данного заповедника за превышение лимита посетителей, самовольное использование площади заповедника и строительство незаконных сооружений. Все попытки экологов обратиться в НАНУ, в чьем подчинении и находится заповедник, ни к каким результатам не привели. «На наших землях не строят ничего, разве что небольшие дома и хозяйственные пристройки там, где проходит граница с жильем местных жителей», — говорит Олег Новожилов, ученый секретарь отделения общей биологии НАН Украины.

Наследный принцип

В Законе «О природно-заповедном фонде Украины» четко говорится о том, что природные заповедники имеют статус абсолютной заповедности и экскурсионная деятельность там запрещена. Тем более что создание экологических троп предусматривает и развитие минимальной инфраструктуры. Поэтому для начала природные заповедники необходимо перевести в биосферные — там экскурсионная деятельность разрешена. В Минприроды заверили «ВД», что для каждого заповедника этот вопрос будет рассматриваться отдельно, не назвав, впрочем, потенциальных кандидатов на смену статуса.

«Сейчас вопрос о переводе заповедников одной категории в другую не стоит, но определенные плюсы это может дать, — поясняет Юрий Возный, заведующий сектором природного фонда и земельного кадастра Госслужбы заповедного дела Минприроды. — Тогда у заповедников по-явится возможность зарабатывать на экскурсиях, которые будут проводиться в тех частях, где заповедный режим может быть менее строгим».

А вот в заповедниках, в которых существуют экологические тропы, надежды главного ведомства по защите природы на то, что экологические тропы могут приносить ощутимый доход, воспринимают скептически. По словам руководителей таких заповедников, средств, поступающих от данной деятельности, едва хватает на заработную плату экскурсовода.

В биосферном заповеднике «Аскания-Нова» экскурсионная деятельность проводится давно, но прибыль это приносит несущественную. «Доход от экскурсий составляет считанные проценты от общего финансирования заповедников, — говорит Наталья Ясинецкая, замдиректора по научной работе заповедника «Аскания-Нова». — И подобные мероприятия никогда не смогут обеспечить сохранение биосферного заповедника. Во всем мире финансирование происходит за счет государственных средств». Противником экологических троп выступает и Виктор Силенко, научный сотрудник, заведу-ющий отделением «Каменные могилы» Украинского Степного природного заповедника. «Никаких экологических маршрутов прокладывать в заповедниках нельзя, — убежден ученый, — природа в заповеднике должны находиться в изоляции от внешних факторов воздействия, чтобы эти территории могли жить и существовать так, как это происходило на протяжении тысяч лет».

Заповедная земля

Разовое же понижение статуса заповедности может сделать этот процесс необратимым. Организация экскурсий и строительство инфраструктуры — якобы для ведения туристической деятельности — может привести к утрате уникального статуса части земель заповедника, и тогда его ждет очередное понижение — до статуса национального парка.

Первой ласточкой в этом процессе может стать Ялтинский горно-лесной заповедник. Мэр Ялты уже озвучил проект развития зимнего курорта, отметив, что для этого необходимо будет изменить функциональное назначение заповедных земель, переведя их из статуса природного заповедника в земли национального парка. По словам директора заповедника Владимира Капитонова, если Ялтинский горно-лесной заповедник понизить в статусе до национального парка, превращение территории в коттеджный городок станет лишь вопросом времени.

Впрочем, даже статус биосферного заповедника не дает стопроцентной гарантии его сохранности. Высокая цена земли возле некоторых природоохранных зон (например, цена земли, примыкающей к Ялтинскому горно-лесному заповеднику, достигает $25 тыс. за сотку) позволяет пролоббировать строительство в заповеднике. Под видом создания минимальной инфраструктуры для проведения экскурсионной деятельности в заповедниках могут по-явиться рестораны и даже гостиницы.

«Штрафы за незаконное строительство просто мизерные (до 400 грн. — прим. «ВД»), нарушителя ими не напугаешь, — поясняет Алексей Василюк — И если он заплатит штраф, то любому проверяющему потом сможет предъявить квитанцию об уплате и строить дальше. Ведь в законодательстве нигде не указано, что нарушитель должен все восстановить как было».

Наиболее уязвимыми при изменении заповедного статуса окажутся три объекта ПЗФ, не обладающие госактами на землю: Ялтинский, Опукский и Крымский заповедники. Для того чтобы получить государственный акт на землепользование, нужно особое разрешение местных властей. А вот последние давать его не спешат. «Мы пытаемся получить акт уже много лет, — сетует Роман Зимнухов. — Из-за того, что местным властям нужна земля для строительства рекреационных учреждений, они саботируют этот вопрос».

В итоге если в странах Европы количество заповедных земель постоянно растет, то в Украине оно начало уменьшаться — пока лишь за счет заказников и природоохранных зон местного значения. Впрочем, большинство стран Западной Африки и Центральной Америки этот процесс уже прошли, из-за чего заповедники там существуют преимущественно на бумаге. Но если в Сальвадоре и Нигерии этот процесс

объяснялся катастрофическим перенаселением, то в Украине все упирается в недейственность защитного статуса для природоохранных территорий и легкость его преодоления.

Преобразование природных заповедников в биосферные объясняется, в частности, и заботой о туристах, которым украинские чиновники хотят показать все богатство родной природы. Однако новые заповедники и национальные парки в Украине при этом не появляются, а местные власти всячески борются за лишение заповедного статуса заказников местного значения — уж больно дорога там земля. Если же теперь дело дойдет до природных заповедников, то через четверть века показывать туристам будет уже просто нечего.

Светлана Рябова, ВД.

 
Автор

Природа України – це спроба створити унікальний інтернет-ресурс, який би став епіцентром інформаційного середовища у сфері охорони природи та екології; виконував би роль головного новинарного та енциклопедичного джерела для всіх, хто небайдужий до своєї рідної української природи та землі; об’єднав би усіх зацікавлених та задіяних у сфері охорони довкілля у своєрідну соціальну мережу та став би осередком проведення всеукраїнських кампаній на захист природи ...далі



Приєднуйтесь!