Заповедник под прикрытием
Те, кто отправляется в горы или на побережье, не застрахованы от того, чтобы ненароком не оказаться в закрытой от простых смертных зоне, заповедность которой охраняют вооружённые люди из Государственного управления делами президента (ГУД).
«Животные такой жизни не выдерживают»
Школьный преподаватель Юлия Куманская с друзьями уже много лет проводит отпуск в Крымских горах. В этом году они решили идти вдоль Качи – горной речки у границы Крымского природного заповедника. На пути туристы не обнаружили ни одного указателя, сообщающего о том, что они вступили на заповедную территорию.
«Мы сделали привал на расчищенной под палатки стоянке, – рассказывает Юлия. – Ничто не предвещало неприятностей, пока у нас над головами не пролетел вертолёт – и это над территорией, где нельзя даже громко разговаривать, чтобы не пугать зверей. Затем подъехал “бобик”, вышли трое мужчин в камуфляже и, ругаясь, потребовали наши паспорта. Один из них, позже представившийся Андреем Ивановичем из Госуправления делами, начал стрелять в воздух. За 50 гривен с носа нам с детьми позволили остаться до утра. Получив деньги, Андрей Иванович посоветовал спуститься в Ялтинский горный заповедник, где туристам находиться якобы можно, и устроил нам ликбез: оказывается, буквально в паре километров отсюда находятся государственные дачи, и министры именно здесь любят пострелять кабанчиков».
Крымский природный заповедник был создан в 1913 году и в то время назывался Заказником императорских охот. С тех пор любовь слуг народных к отдыху вдали от посторонних взглядов остаётся неизменной. Сегодня на Украине чиновничьи дачи хрущёвской эпохи от любопытных глаз охраняет заповедный статус, а с 2000 года – бойцы ГУД вместо лесников. Правда, исчезающим видам растений и животных, например, ягодному тису, чёрному грифу или благородному оленю, от этого спокойнее жить не стало.
«К сожалению, сегодня статус заповедника часто играет роль прикрытия для отдыха чиновников, а редкие животные такой жизни не выдерживают. Например, орланов, морских коньков и тюленей в Крыму больше нет, – говорит руководитель туристического проекта “СвітЗаОчі” Андрей Яковенко. – Осторожный, тихий и аккуратный турист может несколько часов побродить по экологическим тропам и полюбоваться Крымским заповедником, получив на то разрешение администрации или пробравшись на территорию нелегально. Но в дни чиновничьей охоты попасть туда вообще невозможно – повсюду стоит охрана, а по Романовскому шоссе через весь заповедник едут дорогие автомобили. Значит, нам вход воспрещён, а им – раздолье?»
Заработать на природе
Сегодня границы природных заповедников общегосударственного значения в Крыму фактически не установлены и не обозначены на местности. Поэтому неудивительно, что ловить туристов на нарушении законов, а потом требовать откуп – проще простого. Ещё один путь обогащения на природоохранных территориях – незаконная хозяйственная деятельность, например, рубка лесов или разведение животных на продажу, что тоже необходимо скрывать от посторонних. Например, в Крымском заповеднике, по данным Счётной палаты Украины, рубили древесину в объёмах, превышающих допустимые почти в 15 раз. А подчинённое ГУД «Залесье» под Броварами (с 2009 года – заповедник), обнесённое двухметровым бетонным забором, продолжает де-факто оставаться главным охотничьим хозяйством страны.
«В «Залесье» проживает единственная в Левобережном Полесье популяция зубров, которых на Украине осталось всего двести особей, есть и другие исчезающие виды флоры и фауны. Идея создать там заповедник была обоснована учёными ещё в 80-х. Экологи стучатся во все кабинеты с требованием прекратить беспредел в «Залесье» и создать там заповедник – реальный, а не на бумаге. Но ситуация не меняется. При этом власть регулярно сообщает народу, что расширение природоохранных территорий для них очень важная задача», – рассказывает Алексей Василюк из Национального экологического центра Украины.
Между тем, как утверждают специалисты, более свободный режим посещения национальных природных парков хорошо влияет как на их финансовое состояние, так и на сохранение природы. «С национальными парками в Карпатах, подчинёнными Минприроды, у нас никогда не было проблем. Их работники всегда дружелюбно относятся к туристам. Кстати, и природу там охраняют не на бумаге. Их финансируют международная природоохранная организация WWF и Евросоюз», – отмечает Виктор Загреба, руководитель проекта «ВелоКраїна».
Создать национальный природный парк и сделать его доступным непросто – сопротивляются местные власти. Под занавес своего президентства, в конце 2009 года, Виктор Ющенко подписал несколько десятков законов об учреждении новых национальных парков. Площадь природоохранных территорий увеличилась на бумаге, а в реальности почти всё осталось как прежде. Земли под парки местные советы выделяют неохотно.
«За последние годы природно-заповедный фонд Украины номинально увеличился почти вдвое – до 7,5 тысяч объектов. Но при этом наша Красная книга стала толще на треть. Исчезают беркут, зубр, бурый медведь, карпатский нарцисс и эдельвейс», – сетует Василий Толкачёв, координатор проекта Программы развития ООН и Глобального экологического фонда. Администрациям заповедников и природных парков нужно научиться привлекать туристов и грамотно организовывать их пребывание, как это делается в цивилизованных странах. Благодаря этому, считает Толкачёв, объекты становятся финансово устойчивыми, а в обществе пропагандируется идея зелёного туризма. Ведь невозможно привить человеку любовь к тому, чего он никогда в жизни не видел.
Анна Карашивская, «Фокус»