Украину ждет новая ядерная угроза

96414_1.pngЭкологи обвиняют «Энергоатом» в форсированном продвижении строительства централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Чернобыльской зоне. Суть претензий – атомщики ищут исключительно экономическую выгоду, брезгуя вопросами экологической безопасности. Атомщики все отрицают.96414_2.pngНапомним, что решение о строительстве ЦХОЯТ американской корпорацией Holtec International было принято 9 декабря 2005 г. после проведенного международного тендера. Корпорация предложила внедрить в Украине собственную технологию «сухого» хранения ядерных отходов, апробированную в США, Швейцарии и Испании. Сооружение представляет собой нечто похожее на стакан из нержавеющей стали. В нем находятся ячейки, разделенные нейтроннопоглощающим материалом. В них помещаются тепловыделяющие сборки (ТВС), закачиваются инертным газом и завариваются.

Недавно в Славутиче состоялись общественные слушания по строительству «сухого» хранилища – СХОЯТ. Их положительный результат фактически дал «зеленый свет» созданию данного объекта. По сути, осталась малость – принятие Верховной Радой соответствующего закона.

Наши пионеры

О необходимости создания Украиной собственного «ядерного» хранилища говорят чуть ли не с момента обретения независимости. Первой всполошилась Запорожская АЭС и построила СХОЯТ на своей территории.

«В свое время мы увидели, что можем перестать возить отработанное топливо на переработку в Россию, если она откажется принимать его – рассказал начальник управления информации и связей с общественностью ЗАЭС Сергей Шимчев. – Чем это может грозить станции? Дело в том, что в любой момент работы атомного блока в так называемом бассейне выдержки и перегрузки внутри гермозоны, должно быть место, чтобы всю загрузку атомного реактора выгрузить в этот бассейн. Если он заполнен, то это означает нарушение ядерной безопасности, и блок должен быть остановлен».

Тогда специалисты ЗАЭС подсчитали, что с такими темпами через несколько лет станция может остановиться. Постройкой СХОЯТ на станции решили сразу две проблемы. Во-первых, сэкономили государству до $40 млн. ежегодно на вывоз ОЯТ в Россию. А во-вторых, атомщики оставляют своего рода технологическое «полезное ископаемое». Технологический процесс в реакторе не может обеспечить выгорание ядерного топлива до нуля. Выгорает 3-4% ядерного топлива, остальное остается, но его, по регламенту, загружать в реактор нельзя.

«Теоретически это топливо можно перерабатывать, – говорит Шимчев. – Попросту вынуть ту отработанную грязь, которая накопилась в процессе эксплуатации, захоронить, а к остатку добавить 3-4% нового топлива и использовать вновь. Япония заявляет, что перерабатывает 80% ОЯТ. Но некоторые страны вообще не перерабатывают его из-за дороговизны технологий переработки. Они считают, что лучше положить его в СХОЯТ на 50 лет, пока наука что-то не придумает лучше».

«Подход неправильный, – считает Владимир Усатенко, эксперт Национальной комиссии радиационной защиты населения Украины. – Надо решать проблемы, а не откладывать их. Необходимо сделать инвентаризацию всех радиоактивных отходов, наработанных и атомной энергетикой, и промышленность, и военными. Затем определить примерную стоимость обращения с ними – это космические суммы».

«Мы не протестуем против строительства СХОЯТ вообще, а только против формата, в котором его собираются строить, – заявил Дмитрий Хмара, координатор по энергетике Национального экологического центра Украины. – Мы за то, чтобы хранилища были возле каждой АЭС, и она несла за него ответственность».

Кроме того, говорит Хмара, в зоне ЧАЭС нельзя строить объекты, не связанные с природоохранной деятельностью, так как указом Президента эта территория объявлена заказником. Мы уже писали о юридических сложностях строительства СХОЯТ в Чернобыле. Но вопрос уже положительно решен на круглом столе, прошедшем в начале марта. Там специалисты окончательно дали «добро» на создание украинского хранилища отработавшего ядерного топлива.

Русская дорога на украинских путях

Среди претензий экологов: в Чернобыльской зоне после создания заказника запрещено строительство народно-хозяйственных объектов, у потенциальных строителей не готова вся необходимая документация, не решены проблемы с выгрузкой ядерного топлива с энергоблоков ЧАЭС, обращения со шламом, образовавшимся после переработки ОЯТ Россией, который начнет возвращаться с 2011 г., опасность транспортировки радиоактивных контейнеров по железным дорогам, ненадежность конструкции Holtec.

Директор Института геохимии окружающей среды НАН Украины Эмлен Соботович считает ошибочным строительство наземного сооружения, которое может быть едва ли не приманкой для потенциальных диверсантов: «Я считаю, что контейнеры с ОЯТ нельзя оставлять на поверхности. Их надо углубить хотя бы на 20-30 метров под землю. Это не только было бы дешевле, но и защитило бы разных неожиданностей».

Одна из главных претензий к строительству в зоне ЧАЭС – это перевозка контейнеров с ОЯТ по нашим «убитым» железным дорогам. Ведь, по сути, нет разницы – что раньше мы их возили в Россию, что сейчас – в Чернобыль.

«За все время железнодорожных перевозок ОЯТ не было ни одной аварии, – рассказал первый замдиректора Института радиационной защиты АТН Украины, заведующий лаборатории дозиметрии внутреннего облучения Научного центра радиационной медицины АМН Украины Станислав Нечаев. – Их перевозили еще в советские времена, перевозят и сейчас. Отметим также, что хранилище будет размещено на территории, которая вряд ли в ближайшие 300 лет будет освоена заново».

По уверению «Энергоатома», при перевозке радиоактивных контейнеров соблюдаются особые меры безопасности. Испытания якобы показали надежность конструкции даже в условиях чрезвычайных ситуаций: нахождения в зоне пожара при температуре 800°С, падения с девятиметровой высоты на жесткое основание, приложения нагрузок, соответствующих падению самолета.

Будущее в тумане

Экологи беспокоятся, что в связи с тем, что толщина стенки трубки тепловыделяющего элемента (ТВЭЛ), в которой находятся «таблетки» ядерного топлива, составляет всего лишь 0,8 мм, нет гарантий, что стенки не разрушатся в течение хотя бы 50 лет после выгрузки из реактора.

«Толщина стенки трубки ТВЭЛ в условиях хранения в ЦХОЯТ не будет уменьшаться со сроком хранения, поскольку в среде хранения отсутствуют реагенты, которые могли бы вызвать потерю герметичности стенки ТВЭЛ за счет химических реакций, которые и являются основной причиной утоньшения стенки, – поясняет Виктор Медун, директор департамента по новым проектам НАЭК «Энергоатом». – Даже если вдруг подобное произойдет, конструкция канистры, в которую помещается отработавшее топливо для хранения, обеспечивает два независимых барьера на пути возможного распространения радиоактивных веществ в окружающую среду, как того требуют национальные нормы и правила по ядерной и радиационной безопасности».

«Оценки воздействия на окружающую среду и население, приведенные на этапе технико-экономического обоснования проекта СХОЯТ, показывают, что при максимальной проектной аварии радиационное воздействие на людей за пределами 30 км зоны, не будет превышать установленных дозовых пределов», – говорит Станислав Нечаев.

Основные вопросы, ответы на которые не может дать никто – что будет с ОЯТ через 50 или 100 лет. «Холтековскую» технологию эксплуатируют лишь около 20 лет. Пока претензий нет.

Поэтому, считают экологи, от греха подальше лучше хранить ОЯТ в стабильных геологических формациях. «Может и лучше, – соглашается Нечаев. – Проблема в том, что данная технология стоит не один миллиард долларов, а где их найти? Любая деятельность в области атомной энергетики, должна быть оправданной. Это первый из трех основных принципов радиационной безопасности и противорадиационной защиты. В отношении ОЯТ – это строительство сухого поверхностного хранилища. Иного пути сейчас нет. Это оправдано с позиций радиационной безопасности и противорадиационной защиты, и экономически рентабельно (затраты на оплату России по переработке всего ОЯТ трех украинских АЭС составят почти $2 млрд., а создание и эксплуатация в течение века собственного хранилища – около $520 млн. – Авт.). Если возникнут какие-то проблемы, можно, по уверению атомщиков, попросту перегрузить контейнеры ОЯТ из одной оболочки в другую».

По оценкам Владимира Усатенко, для обеспечения себя от ядерных рисков, т.е. надежного захоронения всего количества ядерных и радиоактивных отходов, наработанных как ядерной промышленностью, так и энергетикой, военными и пр., необходимо около 65 трлн. долл. Цифра впечатляющая. При этом, согласно концепции «Энергоатома», к 2030 г. будет построено 20 новых энергоблоков на украинских АЭС. Правда, где их строить – неизвестно. Но концепция есть. Есть у нас (как и других стран) и концепция по длительному хранению ядерных и радиоактивных отходов в стабильных геологических формациях. Но, в отличие от той же Швейцарии, у нас она только на бумаге. Это страна банков решает проблемы сейчас. Мы же откладываем на потом. Авось, пронесет.

Форпост, Ярослав Загоруй

 
Автор

Природа України – це спроба створити унікальний інтернет-ресурс, який би став епіцентром інформаційного середовища у сфері охорони природи та екології; виконував би роль головного новинарного та енциклопедичного джерела для всіх, хто небайдужий до своєї рідної української природи та землі; об’єднав би усіх зацікавлених та задіяних у сфері охорони довкілля у своєрідну соціальну мережу та став би осередком проведення всеукраїнських кампаній на захист природи ...далі



Приєднуйтесь!