Робинзоны с середины Днепра
– А что мне в Киеве делать? – говорит бывший повар Митя, поселившийся вместе с напарником на днепровском острове ниже Вишенок. – Недавно звали вернуться в ресторан, но там зарплату урезали до 1800 гривен. Еще и штрафуют по любому поводу, придираются. Можно, конечно, на кухне подворовывать. Все так делают. Но зачем воровать, если меня всегда река прокормит? Холодно тут, правда... И тоскливо.
Три дня они возили на остров кирпичи, цемент, инструменты. За неделю построили домик и сложили в нем печку. Дошли даже до «архитектурных излишеств» – вставили найденные на свалке стеклопакеты, наклеили веселенькие обои, расстелили на топчанах роскошные ватные одеяла.
– Однажды чуть не сгорели, – говорит Митя. – Раскалили сильно печку и ушли на рыбалку. Вернулись, а тут настоящий ад. Еле успели потушить.
После катастрофы Митин домик выглядит печально. Обои висят клочьями, от раскаленного воздуха встали дыбом доски пола и даже потрескались стеклопакеты. В доме очень темно – сел акуммулятор, питающий крохотную лампочку.
– Ничего страшного, – рассказывает Митя, проглатывая рюмку водки и закусывая холодцом. – Жить можно. Вот приедет напарник – вдвоем веселей, перезимуем. Мы же по одному в Киев катаемся, рыбу продаем. Холодно здесь, конечно. Но жить можно.
Рыба для них – все. Ловят они ее, конечно, не удочкой с поплавком, а браконьерским способом – переметами и сетями. Оправдание такое: «Нужно же как-то жить, а река – общая».
К промыслу относятся очень серьезно. Пускай домик и неказист, но зато есть хорошая лодка c мощным мотором «хонда», позволяющим уйти от милицейской погони. Основная добыча – деликатесные толстолобик, сом и судак: в удачные дни удается добыть до 100 кг рыбы. Сдают перекупщикам по дешевке, а те развозят по рынкам и ресторанам.
– А что, и ловят нас. Рыбинспекция и милиция. Рыбинспекция отбирает сети и составляет акт, по которому потом нас вызывают в суд.
Милиция просто забирает в Борисполь: проверят, отпустят... А как мне из Борисполя на остров вернуться? Твои, говорят, проблемы, – печально вещает Митя, проглатывая очередную порцию водки.
Без крепкого алкоголя, похоже, не обходится ни один днепровский «робинзон». Это лекарство от свиного гриппа, собачьего холода и вселенской тоски. Чтобы понять, как жутко одному на острове осенней ночью, попробуйте переночевать хотя бы в городском парке.
Митя потому и разоткровенничался с нами, что ему скучно без напарника.
К тому же опасно. Браконьеры с других островов – народ жесткий и нелюдимый. Могут Митины сети украсть, могут и лодку увести. Тех же, кто покушается на их снасти, браконьеры всегда готовы угостить из ружья солью (могут и картечью). Но чаще обходится скандалом и мордобоем при помощи весел.
Мы было сунулись к соседнему племени «дикарей», посмотреть, как им живется. Встретили нас грубо. На подмостки вышли два мужика и четыре крупных собаки. Причаливать сразу расхотелось.
– Не нужно здесь снимать. Да, мы тут живем, все сами построили. Есть серьезные люди, которые в это деньги вложили. Им не нужны публикации в прессе.
Рыбаки утверждают, что нелегальный рыбный бизнес крышуют сами правоохранители и рыбоохрана. Ведь бригада из четырех-пяти профессиональных браконьеров легко за месяц добывает пару тонн деликатесной рыбы, по цене 35–70 грн за кг.
Так что обжились днепровские браконьеры надолго. Возле нескольких домиков бродят куры, слышно блеяние козы... На причале лежит журнал рецептов, открытый на странице «Шедевры миланской кухни».
Возвращаемся к одиноко бродящему по «своему» острову Мите, тот радуется поводу еще поболтать.
– Да вы не смотрите, что нет цивилизации и условия экстремальные. Мы уже привыкли. Тут, на самом деле, неплохо... Зимой как-нибудь перебьемся, а весной настоящая рыба пойдет. И бобров с выдрами можно в силки ловить. Одно весной плохо – комары достают. А больше никаких проблем!
Работу рыболовной инспекции не считает проблемой даже Митя...
Знающий человек:
«Рыбу уничтожают как вид»
Александр ЧИСТЯКОВ, председатель Общества рыболовов Украины:
– Главная беда в том, что рыбоохрана и Комитет охраны рыбных ресурсов – главные браконьерские организации Украины. До предела прогнившие и коррумпированные. Рыбинспектор на своем участке знает каждую камышинку. Без его ведома не то что лагерь
– сетку не поставишь. А на островах годами действуют прекрасно организованные, с великолепной техникой банды. Несложно догадаться, кто крышует это безобразие.
Только в Киеве за прошлый год мы совместно с экологической инспекцией уничтожили 11 лагерей браконьеров – прямо под носом у президента, парламента и правительства. В других регионах нам оказывали вооруженное сопротивление, обнаглевшие браконьеры стреляли по экологам.
Кстати, выселить браконьеров с острова – плевое дело. Острова, как правило, имеют статус заповедной зоны. Но там, где и костры жечь нельзя, стоят каменные дома и сушатся километры сетей.
С ведома Комитета охраны рыбных ресурсов резко увеличилось количество рыбодобывающих предприятий – было 25, а стало 740! Эти люди пришли добывать рыбу с блеском грабежа в глазах, отлавливают рыбу способами, запрещенными во всем мире, – загоном, волоком, тралами, при помощи микросеток. После трала на дне даже ракушек не остается.
Более того, каждую весну, с разрешения комитета, в неких «научных целях» вылавливаются тысячи тонн рыбы. Весной, когда рыба еще не отнерестилась! Это привело к тому, что рыба уже не способна воспроизводиться, идет ее активное уничтожение как вида.
Что делать
Браконьерские снасти нужно «мочить в сортире»
Сейчас браконьерство приняло характер массового безумия. Как рыбак-спиннингист я очень часто натыкаюсь на сети и переметы. Ставят их не обязательно профессионалы, чаще просто киевское жлобье, не способное поймать рыбу нормальным способом.
Технология проста: выпутывая из сетки блесну, скрытно «чикнуть» по верхнему шнуру сетки ножом в нескольких местах. Когда сеть будут вытаскивать – отрезанный шнур выскользнет и сетка превратится в бесформенный мешок. Если сеть не выбросят, то на ее починку уйдет несколько дней.
Ну а если вы на рыбалке с друзьями, то сетку вполне можно выбрать полностью и сжечь на берегу. При всей наглости браконьеры – народ крайне трусливый, и на открытую «разборку» с компанией взрослых рыбаков они не пойдут. Если все рыбаки станут уничтожать сети – их перестанут ставить. Нужно всего лишь немного мужества и гражданской ответственности.
Автор: Игорь СМАГА,