Вулканы в цвету

donetskivulkanyДонбасские терриконы – не только «изюминка» местного ландшафта, но и реальная угроза здоровью и безопасности его жителей. Ядовитые испарения и стоки, самовозгорания, обвалы – вот неполный перечень опасностей, исходящих от терриконов. Однако есть средство, которое позволяет не только избежать этих проблем, но и частично возродить природные богатства региона.

Экспресс-опрос на улицах Донецка показал, что жители считают шахтные отвалы вредными для окружающей среды и здоровья. «Остатки угля загораются и дымят. Какая там химия, в этом дыму, мы не знаем, но вынуждены ею дышать», - говорят прохожие, и предлагают властям заняться озеленением терриконов. Интересно, что этот метод поддерживают и иностранные специалисты.

Справка «24»
Терриконы, или шахтные отвалы, - это горы отработанной породы, которая остается после добычи угля или железной руды. Кроме самой пустой породы, отвалы содержат большой процент угля и солей различных металлов, в том числе радиоактивных. Довольно часто уголь в терриконах загорается. Террикон средних размеров выделяет 15 тыс. тонн СО2, 5 тыс. тонн СО и огромное количество пыли в год. Ежегодно объем отвалов увеличивают на 40 млн. тонн.

«Действительно, терриконы Украины находятся в опасном, нестабильном состоянии. – говорит Филлип Пек, профессор Международного института индустриальной экологической экономики, Швеция. – Как в развитых странах, тут необходимо провести комплексную программу реабилитации терриконов. При этом холм делают более пологим, покрывают слоем глины и грунта, создают систему стока осадков. Наконец, высаживают растения, пригодные для данных условий, например акацию, шиповник или бирючину. Таким образом, через десяток лет вместо токсичного террикона получаем зеленый холм, который может стать парком или даже заповедником».

«С терриконами нужно обращаться очень осторожно, – предостерегает Алекс Кирби, журналист Би-Би-Си, Великобритания. – Мы до сих пор не можем забыть трагедию в Аберване, Уельс, в 1966 году. Тогда огромный террикон обрушился на здание школы. Погибло 144 человека, из них 116 дети». Порода перегоревших терриконов становится хрупкой, и риск обвала повышается.

Всего в Украине 1100 шахтных отвалов, которые занимают площадь в 6300 га. Для сравнения – площадь европейского государства Сан-Марино составляет 6000 га. А ведь эти земли можно использовать под сельское хозяйство, строительство или, еще лучше, возобновление природных комплексов. «На холме можно высадить гораздо больше деревьев, чем на той площади, которую он занимает, - говорит Сергей Третьяков, начальник Госуправления охраны окружающей среды в Донецкой области, - Больше деревьев – больше кислорода и меньше пыли. А для нашей области это крайне важно. Но государственного финансирования недостаточно, за 12 лет на озеленение терриконов в области выделили только 18 млн грн». Правда, на вопрос, куда все-таки пошли эти деньги, Третьяков ответить не смог.

«В обращении с шахтами главное – это долгосрочное планирование, – продолжает Филлип Пек, сам выходец из семьи горняков. – Сейчас в мире уже не насыпают пустую руду просто так, в кучу. Вместо этого делают пологие холмы из утрамбованных слоев породы толщиной 10 метров, между ними кладут прослойку глины, которая не пропускает воду и кислород. Поэтому порода не загорается, а значит, нет выбросов канцерогенных веществ, СО, SO2 и NOx. Но с уже существующими в Украине терриконами надо работать индивидуально – нельзя просто взять и засадить деревьями, тем более, если он горит. Сначала необходимо изучить состав пород, объем осадков, микроклимат. Готовой информации по этим вопросам сейчас нет. Но есть и плюсы - научные сотрудники Донецкого Ботсада уже подобрали растения, которые смогут расти на терриконах, и провели экспериментальные посадки».

Есть и другие пути. Пустую породу предлагают использовать для засыпки подземных выработок, оставшихся после закрытия шахт. Засыпка поможет предотвратить проседание земли над подземными полостями, которое также опасно для жизни людей.

ООО «Антрацит» - единственное в Украине предприятие, которое имеет лицензию на добычу угля из терриконов. Согласно контракту с местными властями, часть прибыли от продажи угля идет на рекультивацию местности. Первым проектом предприятия стала засыпка карьера повторно отработанной породой и покрытие грунтом. «Следующим шагом станет высадка леса на полученной территории, - говорит Андрей Гоголев, директор «Антрацита». – Из остальной породы мы формируем пологие плато, потом засеем их травой и таким образом попытаемся возобновить степь».

В Днепропетровской области Институт проблем природопользования и экологии уже разработал комплексную программу «Использование нарушенных земель горнодобывающих предприятий». Согласно программе, эти земли будут восстановлены и сформируют местную экосеть. Программа утверждена властями, и первые территории уже включены в сеть природных объектов.

Очень хочется надеяться, что через десяток лет на месте угольных вулканов действительно зазеленеют парки. Благо, отечественных разработок и иностранного опыта предостаточно.

Источник: http://pryroda.in.ua/brilliantgreen

 
Автор

Природа України – це спроба створити унікальний інтернет-ресурс, який би став епіцентром інформаційного середовища у сфері охорони природи та екології; виконував би роль головного новинарного та енциклопедичного джерела для всіх, хто небайдужий до своєї рідної української природи та землі; об’єднав би усіх зацікавлених та задіяних у сфері охорони довкілля у своєрідну соціальну мережу та став би осередком проведення всеукраїнських кампаній на захист природи ...далі



Приєднуйтесь!