Лісова політика та стратегія України: оцінка, проблеми, пошук рішень
Це написано більше 2 років тому, але усе ще актуально. Як і поради щодо виходу із цього тупика:
Основные положения развития лесного хозяйства, закрепленные в действующих документах (Концепция реформирования и развития лесного хозяйства и Государственная программа «Леса Украины») декларативны. Они оторваны от реалий, должным образом не контролируются и, как результат, не выполняются. Их заменяют распоряжения руководства лесного ведомства, которые не всегда совпадают с узаконенными приоритетами и часто меняются. Как результатза 8-12 прошедших лет:
критерии эффективного управления лесами не разработаны;
программа увеличение лесистости не выполнена;
планы наращивания ресурсно-экологического потенциала и повышения устойчивости лесов не реализованы;
охрана биоразнообразия лесов на должном уровне не обеспечена;
финансовый и экономический механизмы ведения лесного хозяйства не изменены, либо изменены без участия лесных специалистов и не в лучшую сторону;
самоокупаемость лесного хозяйства не достигнута даже в самых обеспеченных лесом областях страны.
В динамике лесов и лесного сектора наблюдаются негативные изменения. Среди них:
падение объемов ухода за лесом, резкий рост санитарных рубок, хроническое недоиспользование лесосек с низкой рентабельностью заготовки, чрезмерная эксплуатация доступных (прилегающих к населенным пунктам и дорогам) лесных массивов;
ухудшение структуры, качества и устойчивости лесов;
падение и стагнация производства в деревообрабатывающем сегменте лесного сектора;
растущее отставание предприятий Гослесагентства от государственных лесных компаний европейских стран по экономическим показателям, а также техническому, технологическому и кадровому обеспечению;
рост коррупции и теневого сегмента в лесном бизнесе;
Многолетнее отсутствие кардинальных реформ в лесном секторе объясняется:
отсутствием общественного выбора в поддержку преобразований, в том числе в связи с малой информированностью и активностью общества;
ведомственными разногласиями и борьбой «групп влияния»;
не заинтересованностью и прямым противодействием «ЛЕСНОЙ СИСТЕМЫ», включающей органы государственной лесной власти, государственные лесные предприятия и учреждения, члены которой имеют возможность извлекать дополнительные выгоды, пользуясь монопольным положением, совмещением функций государственного управления и бизнеса, а также неформальной системой отношений.
Що з цим робити? Відповіді – у доповіді експерта програми ФЛЕГ та Світового банку М. Попкова “Лесная политика и стратегия Украины: оценка, проблемы и пути их решения” Rorkom_Report_politika_oct_2014
03.02.2017 | Написати коментар »
Теги: FLEG, Світовий банк, ФЛЕГ