Лес Украины живой и… обреченный?

Среди части историков бытует мнение, что все изменения в обществе происходят из-за роста численности человеческой популяции. Когда людей мало, когда территория обитания и кормовая база достаточны, нет нужды развивать технологии и придумывать новые идеологии. Но когда всего хватает, люди чудесно размножаются.

И их становится слишком много. И тогда возникают проблемы, которые решаются с помощью технического прогресса и роста потребления.

Испокон веков людей кормил лес. Мы брали из него всё: еду, одежду, жильё. Тысячи лет ходили в лес на охоту, по грибы и ягоды, за мёдом и лекарствами, а чаще всего – за древесиной для всех наших многочисленных нужд. И лес не роптал. Он – давал. И мы не замечали, как нас и наших притязаний становилось всё больше, а его – леса! – всё меньше. Не замечали до тех пор, пока вдруг оказалось, что простому человеку в лес не попасть, потому что он больше не принадлежит громаде, а является собственностью то ли государства, то ли частных лиц, которые за лукошко грибов или за тушку зайца и засудить могут. И люди остановились в недоумении: как же так, как же мы без леса, как без кормильца? На каком основании им теперь могут пользоваться только избранные?

Чей ты, лес-кормилец?

Сегодня попытки людей брать в лесу всё, что им заблагорассудится, чаще всего расцениваются как преступления. Во многих странах закон не видит особой разницы между бизнесменом, получающим от таких действий прибыль, и простым человеком, для которого лес – средство жить и выживать.

Проблемы, связанные с незаконными лесозаготовками, теневым оборотом лесопродукции и коррупцией в лесном секторе, характерны для многих стран мира. Поэтому в начале третьего тысячелетия на международном уровне было инициировано движение FLEG (Forest Law Enforcement and Governance) – Правоприменение и управление в лесном секторе, направленное на борьбу с незаконными действиями в лесном секторе и являющееся добровольной инициативой стран по привлечению внимания к управлению мировыми лесными ресурсами.

В мае 2004 года на IV сессии Форума ООН по лесам Россия выступила с инициативой организовать Министерскую конференцию по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии. Конференция состоялась в ноябре 2005 года в Санкт-Петербурге. В ее подготовке и проведении активное участие приняла делегация Украины. Основными документами конференции стали Министерская декларация и Индикативный план действий, одобренные всеми странами-участницами.

В 2006 году в Анталии состоялся большой международный семинар «От Декларации к действию….», в ходе которого были подготовлены рекомендации по разработке и осуществлению национальных планов и действий по борьбе с незаконными рубками и другими преступлениями в лесном секторе.

Украинский вариант

Украина считается страной средней лесистости и средней плотности населения. Последние 10 лет лесной сектор Украины демонстрирует стабильное поступательное развитие, опережая по темпам ежегодного прироста объемов производства и реализации продукции другие отрасли народного хозяйства. Даже по итогам прошлого, кризисного 2009, года лесники рапортовали о росте показателей.

Внимание общества и властей к лесному сектору также стабильно растёт. Не только потому, что древесина из года в год становится все более востребованным и дефицитным ресурсом. Растет понимание важнейшей экологической роли лесов. На Украине быстро увеличиваются площади лесных природно-заповедных территорий и расширяются работы по созданию новых лесов. В 2006 году была принята редакция нового Лесного кодекса и Концепция реформирования и развития лесного хозяйства Украины. Вместе с тем общественность всё чаще говорит о нелегальных заготовках леса, связанных с теневым бизнесом. Законодательные новшества практически не дали результата. В 2008 году, после катастрофического паводка в Карпатах, были проведены серьёзные проверки лесного хозяйства и вскрыты многочисленные нарушения и преступления. Стало очевидным, что незаконные рубки и нелегальный оборот лесопродукции угрожают состоянию украинских лесов, наносят значительный ущерб экономике страны и ухудшают ее имидж. Однако каких-либо системных усилий, направленных на разработку согласованного плана действий с целью улучшения ситуации, до настоящего времени не прилагалось. Оценить ущерб, который правонарушители наносят лесам и экономике страны, очень трудно. Кто рубит, сколько и для каких нужд – информации практически нет. Ситуация требует системного изучения и осмысления, в ходе которых должна быть обоснована точка зрения, которую признали бы все государственные органы, громада, общественные экологические организации и представители лесного бизнеса.

Слова и дела

25 июня 2010 года во Львове в рамках региональной программы FLEG, которая осуществляется Мировым банком совместно с Международным обществом охраны природы (IUСN) и Мировым фондом дикой природы (WWF) при поддержке ЄС, общество «Зелёный Крест» провело очередной семинар.

На первом семинаре, который состоялся в начале года, был затронут широкий круг проблем, касающихся легального доступа местного населения и малого бизнеса к лесным ресурсам, а теперь предметом дискуссии стали пути решения этих проблем.

В разговоре приняли участие представители 40 учреждений и организаций государственных, общественных и предпринимательских структур, которые заинтересованы в обеспечении реальных возможностей доступа к лесным ресурсам и в усовершенствовании действующих правовых процедур. Это представители областных управлений лесного и охотничьего хозяйства, областных управлений охраны окружающей среды, лесхозов, объединений предпринимателей, научных и образовательных учреждений, органов местного самоуправления, объектов заповедного фонда, общественных организаций и СМИ.

В 2006-2008 годах Госкомлесхоз Украины предпринял ряд конкретных шагов по реализации мероприятий, предусмотренных Индикативным планом действий, ставших составной частью подготовленных в этот период законов и нормативов. Подготовлены и в основном приняты изменения законодательства (Лесной кодекс, Административный кодекс, Уголовный кодекс, Концепция реформирования и развития лесного хозяйства, ряд правил, положений и нормативов), направленные на экологизацию методов и технологий проведения лесохозяйственных операций, усиление контроля состояния лесов и лесохозяйственной деятельности, ужесточение ответственности за нарушение лесного законодательства. Предприняты меры, направленные на формирование прозрачного рынка древесины (переход к аукционной, биржевой торговле) и предотвращение теневого оборота лесопродукции (сертификат происхождения древесины стал обязательным документом при осуществлении экспортных операций, на областном уровне созданы комиссии по контролю за внешнеэкономической деятельностью предприятий). Активизированы работы по сертификации лесов, находящихся в постоянном пользовании государственных лесных предприятий (сертифицированы леса Закарпатской области, а также многих лесных предприятий в Житомирской, Харьковской, Донецкой и Киевской областях).

К сожалению, констатировали участники семинара, перечисленные мероприятия не согласованы и не объединены в единую национальную лесную политику. Сертификат происхождения древесины недостаточно защищён. Понятие «незаконные рубки» и «незаконно заготовленная древесина» на Украине законодательно не определены и трактуются по-разному. Межведомственное взаимодействие – на низком уровне. Представители органов государственной власти, общественных экологических организаций и бизнеса не имеют единого видения проблемы, действуют разрозненно и непродуктивно. А главное – недостаточно внимания уделяется обеспечению возможности легального использования лесов местным населением и малым бизнесом, что приводит к росту количества правонарушений и социальной деградации «сельских районов с высокой лесистостью».

Планы выполнимые…

Эксперты Всемирного банка, МСОП и WWF в тесном контакте с украинскими специалистами, представляющими Госкомлесхоз и другие заинтересованные организации, подготовили рабочий план выполнения Программы на Украине. Реализацию мероприятий плана предполагается осуществлять на двух уровнях – национальном и региональном. На национальном уровне будут рассматриваться вопросы, связанные с выявлением, классификацией и оценкой проблем правоприменения; анализом и совершенствованием лесного и смежного законодательства; повышением информационной открытости органов власти и улучшением их взаимодействия с экологическими общественными организациями и представителями лесного бизнеса. Региональные мероприятия имеют практическую направленность и нацелены на подготовку и апробацию современных методов и технологий оценки качества и контроля движения лесНовости украиныопродукции, а также профилактику, выявление и оформление правонарушений.

Реализация Программы рассчитана на три года – с июля 2008-го по июнь 2011 года. Партнером Программы со стороны государства Украина является Государственный комитет лесного хозяйства как орган, отвечающий за государственную политику в лесной сфере. Но важно также участие в Программе других государственных структур: президента и его администрации, Верховной Рады, её профильных комитетов и отдельных народных депутатов; Кабинета Ьинистров и ведомств (МВД, Минагрополитики, Таможенного комитета и других); органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, местных общин и других заинтересованных сторон.

Громада, как она есть…

Всё, казалось бы, правильно спланировано, но много вопросов осталось за кадром. Прежде всего то, что ресурсами леса должны распоряжаться не только государство, но и громада, которая имеет на это, можно сказать, первородное, приоритетное право.

Увы, далеко не все у нас понимают, что такое ГРОМАДА и какими правами она обладает.

Громада – это не просто село, посёлок, город, район. Это – юридическое понятие, которое описывает сообщество людей, проживающих на определённой территории и изначально имеющих право на пользование ресурсами этой территории. Можно считать, что органы местного самоуправления, это и есть способ самоорганизации громады, но это не совсем так. Кроме конституционных местных советов, громада может организовывать общественные комитеты самоуправления, так называемые КОСы, которые решают конкретные вопросы конкретных территорий (городских жилмассивов, например). Громада имеет право на участие в общественных слушаниях как относительно местных, так и относительно глобальных проблем. Именно громада является основным субъектом народовластия и именно с ней, с её требованиями и нуждами должны считаться органы местного самоуправления и государственной власти, потому что, в конечном счёте, всё делается ради блага именно громады.

Хотят люди, как было испокон веков, собирать в лесу грибы, мёд и ягоды и брать из леса древесину для нужд собственных хозяйств – нужно людям это право дать. Необходимо широко обговорить проблему, установить порядок и квоты, опираясь на Лесной кодекс, разработать подзаконные акты для каждой конкретной территории и установить контроль за соблюдением совместно разработанных правил. И тогда не нужно будет всякий раз, отправляясь за чем-то в лес, получать на это разрешение в местных органах самоуправления. Тогда не нужно будет давать за эти разрешения взятки. Но всё не так просто. Люди привыкли решать проблемы двумя путями: то ли взяткой, то ли прямым правонарушением. Громада сегодня не имеет экологической культуры. Люди потеряли представление о том, что ресурсы, которых сегодня куда меньше, чем желающих ими пользоваться, необходимо беречь и развивать. Яркий пример – карпатские районы Украины, в которых именно члены местных громад бесконтрольно вырубали леса и не обращали внимания на то, что лес незаконно вырубают представители теневого бизнеса. А теперь край на грани катастрофы, наводнения разрушают среду обитания людей, государство вкладывает огромные средства в поддержку пострадавших от наводнений, хотя разумнее было бы наказать тех, кто воровал лес, и заставить их посадить и вырастить новый! 38 процентов респондентов, которые принимали участие в опросах, не захотели назвать своих имён и должность в лесном хозяйстве, что ярко свидетельствует о том, что у людей есть комплекс вины и понимание неправедности своих действий, но нет желания отвечать за эти действия. Лесники и местные чиновники практически начисто отрицают наличие коррупции в их хозяйствах, а сознательная и активная часть громады не имеет информации и не знает, что происходит с лесом на самом деле.

Вот потому международные программы, прежде всего, настаивают на образовании и информировании людей, на том, что все проблемы, все законы и подзаконные акты нужно обсуждать с широким привлечением общественности, что делает громаду более ответственной за свои действия. Лес должен быть подчинён планам развития громады, она не должна быть отлучена от него. Громада, а не отдельные её представители должны принимать решения. Лес – это наша совместная собственность, и мы должны совместно хранить, защищать и развивать его.

Речь чаще всего идёт о том, что необходимы нормы сбора, рубки и вылова как на одного человека, так и на семью. Вряд ли допустимо, чтобы одна семья собирала столько лесных ресурсов, сколько средний предприниматель. Вряд ли допустимо, чтобы арендатор вёл себя на арендованных землях как собственник и препятствовал громаде использовать своё исконное право на лесные ресурсы. Громада должна влиять на разрешительную систему и на право отдельных своих членов на аренду на выгодных именно для громады условиях. Должна… Но кому? Самой себе? Понимания этого простого факта тоже пока нет. И пока такое понимание не появится, не будет создано, в конце концов, на государственном уровне, лес Украины — беззащитен и обречен.

Ирина Шевченко, www.ohotnik.dn.ua

Написати коментар