Проблеми сертифікації лісів в Україні
За інформацією Национального представника FSC в Україні Павла Кравця площа сертифікованих лісів складає 1,2 млн. га.
•Сертифіковано лише державні лісогосподарські підприємства в чотирьох областях (Закарпатська, Львівська, Чернігівська і Київська).
•Призупинено дію сертифікату одного підприємства Волинської області.
•Ведеться робота по сертифікації двох підприємств Житомирської області.
•Завершено роботу з підготовки до сертифікації державних лісогосподарських підприємств Івано-Франківської області.
Ці дані П. Кравець навів на круглому столі «Лесная сертификация по схеме FSC – ответ на глобальные вызовы современности», який відбувся 23 листопада 2011 у Києві.
Детальніше зі стенограмою круглого столу та списком учасників можна ознайомитись нижче. Дивіться також презентацію П. Кравця Kravets_23.11.11та презентацію Директора Регионального офісу FSC в країнах СНД Андрія Птічнікова Ptichnikov_23.11.11
Стенограмма заседания круглого стола «Лесная сертификация по схеме FSC ответ на глобальные вызовы современности»
Председательствующий на заседании круглого стола – директор Учебно-научного института лесного и садово-паркового хозяйства Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Лакида Петр Иванович.
Присутствующие на заседании круглого стола:
№
п/п Имя, фамилия Учреждение, организация, предприятие Должность
1. Андрей Птичников Региональный офис FSC в странах СНГ Директор
2. Валерий Дубровин Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины Проректор по научной и инновационной деятельности
3. Петр Лакида Учебно-научный институт лесного и садово-паркового хозяйства НУБиП Украины Директор
4. Павел Кравец FSC, НУБиП Украины Национальный представитель FSC в Украине, и.о. заведующего кафедры лесного менеджмента НУБиП Украины
5. Оксана Павлищук НУБиП Украины Старший преподаватель кафедры лесного менеджмента, секретарь круглого стола
6. Жан-Франсуа Море Представительство ЕС в Украине Представитель третьего отделения программ помощи “Енергетика, транспорт и окружающая среда”
7. Роман Волосянчук Дунайско-Карпатская программа Всемирного Фонда Дикой Природы Координатор лесных программ в Украине
8. Ігорь Бегийович Министерство аграрной политики и продовольствия Украины Советник Министра
9. Владимир Тарасенко Министерство экологии и природных ресурсов Украины Начальник отделения охраны растительного мира
10. Владимир Романовский Государственное агентство лесных ресурсов Украины Начальник управления лесного хозяйства
11. Інесса Медведенко Аппарат Совета Национальной безопасности и обороны Украины Государственный эксперт
12. Сергей Сагаль Ассоциация «Мебельдеревпром» Президент Ассоциации
13. Наталия Дзондза ТДВ «Перечинский лесохимкомбинат» Начальник ВТК
14. Юлия Кораблева ЧаАО «Элопак-Фастов» Руководитель отделения охраны труда и экологической безопасности
15. Михаил Ворона ЗАТ «Днепровуд» Коммерческий директор
16. Владимир Лахтер ПАТ «Блиц-Информ» Директор по качеству
17. Павел Полупан ООО «ИKEA Дніпро» Специалист по стандартам и качеству
18. Татьяна Данчук-Дворецкая ИП ООО «СЖС Украина» Менеджер проектов лесоуправления
19. Олеся Каспрук Компания НЕПКон Представитель в Украине
20. Сергей Розвод ООО «Лесная сертификация» Представитель в Украине, аудитор
21. Оксана Лясковская ООО «Ферпласт Украина» Генеральный директор
22. Виталий Цопа БЮРО ВЕРИТАС Сертификейшин Украина Директор по развитию
23. Алексей Прилипко БЮРО ВЕРИТАС Сертификейшин Украина Продакт-менеджер
24. Петер Гиршберґер 4con forestconsulting, BM TRADA Консультант, Аудитор СоС FSC
25. Ігорь Сиренко Национальный экологический центр Украины Председатель
26. Ігорь Букша УкрНИИЛХА Первый заместитель директора
27. Оксана Станкевич РМЭО «Экосфера» Президент
28. Людмила Ткач Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева Заместитель декана лесохозяйственного факультета
29. Олег Листопад Консультант программы ENPI-FLEG, экожурналист
30. Валентина Логвиненко Министерство экономического развития и торговли Украины Главный специалист
31. Иван Лакида НУБиП Украины Аспирант, переводчик
32. Оксана Коваленко Мировой банк Координатор программы FLEG
Лакида П.: Уважаемые присутствующие! Нет необходимости говорить о важности сертификации по схеме FSC либо какой-нибудь другой, которые сегодня активно развиваются. Человечество рано или поздно поймет необходимость устойчивого развития, обеспечения экологически и социально положительных результатов деятельности. Поэтому мне приятно, что сегодня именно на территории Национального университет биоресурсов и природопользования Украины будет официально открыто представительство FSC в Украине, что даст возможность обсудить вопросы, касающиеся сертификации лесов, которые важны не только для Украины, но и для многих восточных стран.
Украинскими учеными, производственниками накоплен серьезный и теоретический, и практический опыт по теме сертификации лесов. Но эти вопросы уже нужно решать на государственном уровне. Украина – лесодефицитная страна. Около 11% сертифицированных лесов есть недостаточным показателем для нашей страны. Это вопрос важен и в контексте требований мировых рынков лесопродукции. Надеюсь, что это даст толчок решению накопленных проблем.
Хочу поблагодарить присутствующих коллег за поддержку в вопросах сертификации по схеме FSC, которая сейчас наиболее развита.
Нам необходимо принять решение в отношении регламента роботы. Предлагаю определить продолжительность доклада в течении 20 минут, а обсуждение 5-10 минут.
Приглашаю к слову и.о. проректора по научной и инновационной деятельности, доктора технических наук, профессора Дубровина В.
Дубровин В.: В названии нашего университета есть слова «биоресурсы и природопользование». Конечно, очень важной составляющей этого есть леса. Во-первых, хотел бы передать приветствие от нашего ректора –Дмитрия Алексеевича Мельничука, академика Национальной академии наук Украины, Национальной академии аграрных наук Украины, Героя Украины. К сожалению, Дмитрий Алексеевич сегодня не присутствует с нами, поскольку решает вопросы, связанные с финансовым благополучием университета. Я пришел сюда сегодня с удовольствием, понимая, насколько сегодня важна проблема биоресурсов для Украины.
На прошлой неделе, на выставке «Агротехника-2011» (Ганновер, Германия) уделялось внимание вопросам эффективного использования биоресурсов в качестве биотоплива. В этом контексте лесным ресурсам отводилась особое значение. В ближайшие годы примерно 60% отходов лесной промышленности будут перерабатываться прежде всего в разные виды биотоплива, в т.ч. и строительные. Такой прогноз сделан примерно на 30 лет. Конечно, обращали внимание и на вопрос сертификации лесов. Такой показатель, как 11% сертифицированных лесов является недостаточным показателем. Несертифицированная продукция – это прежде всего потери для бизнеса, а также общества в целом. Поэтому мы будем способствовать работе офиса (представительства FSC), который открывается при нашем университете. Для нас важно еще и то, что открытие этого офиса позволит развивать наши образовательные программы в сфере рационального и эффективного использования лесных ресурсов.
Имея 17 тис. га собственных лесов (находящихся в пользовании «Боярской лесной опытной станции»), что является уникальным как в Украине, так и во всей Европе, мы начинаем создавать и реализовывать пилотные проекты, например, один из них связан с эффективным использованием и переработкой древесины, которая растет в наших лесах. Приглашаем компании, присутствующие сегодня на заседании нашего круглого стола, к сотрудничеству. Сегодня с нами сотрудничают многие компании, например, JOHN DEERE.
И в завершении хотел бы еще раз сказать, что мы будем прилагать усилия для обеспечения эффективной работы открывающегося у нас офиса (представительства лесной сертификации).
Лакида П.: Приглашаю к докладу Птичникова Андрея – директора регионального офис FSC в странах СНГ.
Птичников А.: Уважаемые присутствующие! Хотел бы сказать, что мы не случайно осенью этого года проводим этот семинар, потому что в марте 2013 года входит в действие законодательство Евросоюза, которое имеет отношение, прежде всего к лесопромышленникам и органам управления лесами. Поэтому сейчас самое время об этом говорить в более широком формате.
Далее доклад на тему: «FSC как инструмент решения глобальных проблем современности. Законодательство ЕС по древесине и роль FSC» Ptichnikov_23.11.11.
Лакида П.: Не отклоняясь от регламента, позвольте объявить перерыв на 10 минут.
Лакида П.: Приглашаю к слову Кравца Павла – национального представителя FSC в Украине, и.о. заведующего кафедры лесного менеджмента НУБиП Украины с докладом на тему: «Состояние и перспективы развития лесной сертификации по схеме FSC в Украине».
Далее доклад на тему: «Состояние и перспективы развития лесной сертификации по схеме FSC в Украине».Kravets_23.11.11
Лакида П.: Приглашаю к слову представителей разных организаций, мнение которых будет отображено в проекте решения круглого стола.
Каспрук О. (представитель компании НЕПКон в Украине): Компания НЕПкон работает по временным национальным стандартам лесной сертификации. Очень хотелось бы, что бы долгий путь этого стандарта имел логическое завершение.
Птичников А.: Сейчас принимаются новые принципы и критерии FSC. Проект украинского национального стандарта был основан на старых принципах и критериях. После принятия новых, старые уже не будут аккредитованы. Позиция FSC International заключается в использовании национальных стандартов, вместо временных.
Кравец П.: Я считаю, что пока мы можем действовать в рамках тех положений, которые были сформулированы нами в 2009 году. У нас есть проект национального стандарта, подготовленный рабочей группой. Орган сертификации, проводя процесс адаптации своего стандарта в рамках существующих процедур, может взять его за основу. Проект нашего стандарта открыт, таким образом орган сертификации может временно им воспользоваться. Проект достаточно сбалансирован, к его разработке приложено достаточно много усилий.
Лакида П.: То есть можно подвести итог: сначала FSC должен утвердить критерии и индикаторы, а потом необходимо доработать проект.
Сагаль С. (президент ассоциации «Мебельдеревпром»): Торговые сети требуют сертифицированную продукцию. Какой орган требует от торговых сетей сертификат? Они объединяются в виде какого-то органа, или принимают решения отдельно?
Птичников А.: Торговые сети имеют советы по устойчивому развитию, которые вырабатывают общие требования. Например, у «Тетра Пак» есть такая организация, которая разработал единый подход.
Полупан П. (специалист по стандартам и качеству ООО «ИKEA Дніпро»): Я могу добавить, как представитель ИКЕА, самой большой компании в мебельном производстве в мире, согласен, что требования сертификатов являются несколько фрагментированными со стороны закупщиков. Мы сотрудничаем с WWF, который тесно связан с FSC.
Согласно нашей стратегии, мы хотели бы иметь 100% сертифицированный материал. Внутри FSC вы имеете несколько типов сертификатов. Но даже внутри ИКЕА мы не можем прийти к единому мнению, какой тип сертификатов требовать от поставщиков. Насколько востребованы разные типы сертификации внутри FSC? Есть ли какая-то статистика?
Птичников А.: Сложно сказать, какая статистика. Я могу сказать о госзакупках, как наиболее регулируемой области закупок. Государство, например, при закупках принимает не менее 30% сертифицированной продукции (смешанный сертификат). Сейчас этот показатель увеличен до 50% в разных странах. Некоторые сети хотят либо полный сертификат FSC, либо свыше 50%. То есть начинают из более низких процентов, а потом повышают свои требования. Эту информацию можно найти с помощью интернет-ресурсов.
Птичников А.: Это пошаговый подход к сертификации. Компания может начать с верификации легальности, а потом перейти на уровень контролируемой древесины, далее – на уровень 100% сертифицированной древесины. Стандарт определяет период времени, в течение которого фирма пройдет эти три ступени. И уже на уровне легальности вы получаете возможность соответствовать законодательству Евросоюза.
Ворона М. (коммерческий директор ЗАТ «Днепровуд»): Некоторые сети строительных супермаркетом уже предъявляют требования к поставке 100% сертифицированной продукции. По поводу мебельных сетей, то те сети, в которые мы поставляли несколько лет назад свою продукцию (в основном Скандинавия), не предъявляли никаких требований. Но на сегодняшний день они все начинает предъявлять требования к поставщикам, которые должны быть либо участниками цепочки поставок, либо FSC или РЕFС. На сегодняшний день возможность сертификации предприятия – это выживание в экспортно-ориентируемой отрасли. Скажите, Павел, какие перспективы сертификации Центральных регионов Украины?
Кравец П.: Хотел бы переадресовать этот вопрос представителю Государственного агентства лесных ресурсов Украины. Со своей стороны скажу, что мы встречались с отдельными директорами и начальниками областных управлений, которые понимают, что это требования времени.
Птичников А: В России государственная поддержка сертификации осуществляется через инвестиционные лесные проекты. Когда государство дает лесные ресурсы в аренду по ставке 50% от рыночной цены для осуществления инвестиционных проектов, то желательно сертифицировать эти леса. Но жестких требований нет, хотя и государственная поддержка процесса сертификации осуществляется.
Романовский В. (начальник управления лесного хозяйства Государственного агентства лесных ресурсов Украины): В лесном законодательстве Украины с 2006 года закреплено понятие «сертификации лесов». Сертифицированные леса есть не только в Западном регионе, но 200 тис. га леса – в Полесье.
В России была попытка сделать это обязательным процесс сертификации лесов, что потом было приостановлено. Потому что здесь важны совместные усилия, как тех, кто заинтересован в получении лесной продукции из сертифицированных лесов, имея в дальнейшем возможность выхода на соответствующие рынки, так и постоянных пользователей, которые понимают перспективы этого процесса. Вкладывая средства в процесс сертификации лесов, обеспечение улучшения деятельности предприятия соответственно выдвигаемым требованиям, через несколько лет предприятия могут получить преимущество, что, к сожалению, наши предприятия еще не ощущают.
Мы говорим, что есть несоответствия между требованиями FSC и национальным законодательством, но следует обратить внимание, что наше национальное законодательство по некоторым вопросам предъявляет более жесткие требования к ведению лесного хозяйства.
Думаю, что никто не может обязать предприятия провести сертификацию. Ключевую роль в данном случае играет совместное участие всех заинтересованных сторон в достижении этой цели. В западных регионах процесс сертификации развит, потому что был проявлен интерес всех заинтересованных сторон, а предприятия поняли и соответственно получили серьезные преимущества на экспортном рынке лесопродукции. На государственных предприятиях наложен процесс контроля легальности лесопродукции, но процесс сертификации еще не имеет таких темпов развития. Административного влияния на этот процесс не будет.
Букша И. (Первый заместитель директора УкрНИИЛХА): Отработан ли механизм применения нового стандарта? Что ожидает предприятия, которые уже подготовлены к сертификации и ждут приезда аудиторов?
Птичников А.: Голосование относительно новых принципов и критериев закончится в январе 2012 года. Далее будут разработаны индикаторы. Потом, приблизительно в 2013-2014 гг. национальная рабочая группа разработает стандарт. То есть до 2014 года будут действовать старые стандарты. Мы требуем, чтобы органы сертификации максимально приближали свои стандарты к этому проекту. К 2014 году в Украине будет принят новый национальный стандарт в соответствии с принципами и критериями.
Хотел бы также отметить, что действие законодательства Евросоюза вступает в силу 3 марта 2013 года. И если компании и органы управления лесами не примут соответствующие решения в ближайшее время, а решат сертифицировать свои леса зимой 2013 года, то органы сертификации будут не в состояние удовлетворить этот спрос. Поэтому предприятия уже сейчас должны начать процесс сертификации.
Розвод С. (представитель ООО «Лесная сертификация» в Украине): От агентства требуется не стимулирование сертификации, а информирование предприятий о тенденциях на европейских и мировых ринках, поскольку американский рынок уже закрыт для поставок нелегальной древесины. Предприятия могут выбрать способы подтверждения легальности древесины. Европейский союз не принимает ни сертификат происхождения, который у нас действует, ни другие способы подтверждения легальности, которые разработаны внутри государства. Должны быть сертифицированные механизмы, подтвержденные европейскими органами. Поэтому надо готовить предприятия к возможности не только сертификации по схеме FSC, но и к использованию других механизмов (способом) подтверждения легальности, пусть даже более дорогих. В этом вопросе нас интересует позиция Государственного агентства лесных ресурсов Украины.
Лакида П.: Информировать должно как Гослесагентство, так и неправительственные организации, масс-медиа и др. Каждый специалист должен знать о перспективах выращивания лесов соответственно экологическим требованиям.
Романовский В.: Благодарю, что подчеркнули, Петр Иванович, как эти процессы должны освещаться. Сейчас на лесных предприятиях внедряется электронный учет древесины, который предусматривает четкое обозначение каждого дерева соответствующим знаком, подтверждающим, что древесина заготовлена легально в соответствии с документами в определенном месте. Уже работают пилотные предприятия, которые имеют необходимое техническое оснащение. Таким образом, мы идем по пути развития лесного хозяйства, но нельзя ставить кого-то во главу этого процесса, так как это должна быть совместная работа.
Сагаль С. (президент ассоциации «Мебельдеревпром»): Хотел бы отметить, что действительно Гослесагентство делает много для развития лесного хозяйства. В данном случае необходимо отметить риски Гослесагентства, связанные с ориентацией на реализацию в основном древесины в круглом виде, деревообработчиков – связанные с отсутствием сертифицированной цепочки, что может привести к закрытию для нас экспортных рынков. Проблема в том, что мы не знаем механизма подтверждения, так как его обещают к середине 2012 года.
Лакида П.: Хотел бы обратить внимание и на другие аспекты, 25% лесов находятся в подчинении Минагропрод и других ведомств. Как в данном случае быть с лесами других ведомств?
Листопад О. : Эксперты программы FLEG, сделав аналитическую оценку состояния ведения лесного хозяйства, обращали внимание на необходимость усовершенствования правил рубок. Требует усовершенствования лесное законодательство. Проблемный аспект – это сохранение биоразнообразия. Эти вопросы не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Без поддержки государства, без внимания к законодательной базе этого процесса невозможно достичь серьезных успехов. Безусловно, электронное маркирование необходимо, но это не должно быть единственным шагом к увеличению конкурентоспособности украинской продукции на европейских рынках.
Нужен системный подход, в котором займет свое место и сертификация по схеме FSC, и электронная маркировка, но нужны и другие меры и регуляторы, это четко показано в аналитических материалах программы FLEG. Как известно, законодательные функции в лесном хозяйстве сейчас фактически исполняет Минагропрод. Необходимо создать в Минагропродe структурное подразделение, от которого мы ожидаем проведение законодательных реформ. Считаю, что это предложение должно найти отображение в резолюции круглого стола.
Лакида П.: Начинать законодательные реформы, прежде всего, нужно с разработки и утверждения «Национальной лесной политики», как основного ориентира в развитии лесного хозяйства.
Сиренко И. (Председатель Национального экологического центра Украины): При подтверждении легальности древесины (с помощью ее электронного учета) не учитывается необходимость сохранения биоразнообразия. Особенно это касается согласования рубок, в результате которых страдают популяции животных и растений, которые занесены в Красную Книгу и охраняются Международными Конвенциями, что является нарушением законодательства. При лесоустройстве предприятия должны инвентаризировать популяции и в дальнейшем это учитывать в работе. В противном случае такая древесина не может считаться легальной.
Лакида П.: Определение «легальности», которое используется в законодательстве Украины и документах ФАО, к сожалению не одинаково. Определение легальности в документах ФАО трактуется более широко.
Данчук-Дворецкая Т. (менеджер проектов лесоуправления ИП ООО «СЖС Украина»): Хотела бы отметить, что органы сертификации являются самым уязвимым элементом в процессе сертификации, так как вынуждены действовать в соответствии со строгими требованиями FSC, с одной стороны, а также в соответствии с требования национального экологического законодательства, с другой стороны, которое иногда не соответствует международному законодательства касательно этих вопросов. Считаю, что сертификация должна быть добровольной. При этом необходимо стимулировать сертификацию, объяснять преимущества сертифицированных предприятий. Положительным есть то, что Гослесагентство включено в состав Минагрополитики. Наш опыт работы с лесными предприятиями Закарпатья, которые подчиняются Минагропроду (агролеса) свидетельствует о их несоответствии системы ведения лесного хозяйства требованиям лесной сертификации. Хотелось бы найти компромисс и согласовать с экологической инспекцией, например, в вопросах оставления мертвых деревьев, сухостоя на лесосеках, и с другими органами. Только в процессе слаженной работы всех заинтересованных сторон, органов управления, контроля, является возможным достичь положительных результатов.
Бегийович И. (Советник Министра аграрной политики и продовольствия Украины): В соответствии с Указом Президента об административной реформе Государственное агентство лесных ресурсов является центральным органом исполнительной власти, и его деятельность координируется Министром аграрной политики и продовольства. То есть, практически Гослесагентство выполняет законодательные функции, как и раньше (разрабатывает законодательные акты). На сегодня еще не закончено формирование структуры министерства в целом. Но в перспективе рассматривается возможность создания такого отдела, который будет заниматься координацией лесохозяйственной деятельности в системе Минагропрода. Во всех лесных предприятиях системы осуществляются контроль за лесохозяйственной деятельностью, который подтверждает положительные результаты работы предприятий. Существующие недоработки связаные, прежде всего с неопределенностью статуса министерства на протяжении некоторого времени. Сейчас разрабатывается нормативная база и концепция передачи в подчинение Минагропрода других лесных пользователей, в первую очередь, коммунальных предприятий.
Тарасенко В. (начальник отделения охраны растительного мира Министерства экологии и природных ресурсов Украины): Хотел бы отметить, что экологические инспекции действуют в рамках национального законодательства и существующих инструкций. Что касается развития процесса лесной сертификации, то настораживают мнения о необходимости его законодательного регулирования. На развитие этого процесса должны совместно влиять как государственные органы, так и все заинтересованные стороны. А лесная сертификация для Министерства экологии и природных ресурсов Украины – это один из наиболее реальных способов улучшения экологических аспектов лесопользования.
Птичников А.: Европейское законодательство предусматривает необходимость соответствия не только лесного, но и природоохранного законодательства.
Волосянчук Р. (координатор лесных программ в Украине, Дунайско-Карпатская программа): Звичайно необхідними є зміни у законодавчо-нормативній базі національного лісового сектору, у забезпеченні сучасними технологіями. З досвіду роботи Світового фонду дикої природи в Україні відмічу позитивну динаміку роботи Держлісагентства, спрямовану на врахування вимог екологічних організацій, міжнародних норм. Стосовно директиви 995 Євросоюзу, яка впроваджує з березня 2013 року жорсткіші норми торгівлі товарами, то така директива вимагає підтвердження легальності деревини. Механізми підтвердження легальності вимагатимуть акредитації. Це може бути механізм електронного обліку деревини, який запроваджує Держлісагентство, сертифікація за схемою FSC. Але в будь-якому випадку ця схема має бути акредитованою, як вимагає Євросоюз. Обрання схеми FSC забезпечить не лише підтвердження легальності продукції, але й сприятиме охороні природи, збереженню біорізноманіття, дотриманню прав місцевого населення.
Лакида П.: Нам необходимо выработать совместное решение. Есть предложение избрать комиссию по выработке проекта решения. Просил бы сделать свои замечания, пожелания. Просил бы предложить кандидатуры, которые будут заниматься выработкой этого проекта (или доработкой).
Кравец П.: Если у присутствующих есть замечания, то они могут прислать их на мой адрес. Мы рассмотрим их, обобщим и после того, как они будут внесены в проект решения, ознакомим уже с окончательным вариантом участников заседания.
Романовский В.: Мы немного расширили рамки нашего круглого стола, в том числе касающихся проблем в лесном хозяйстве. Законодательство требует усовершенствования, но прежде всего, важны анализ и оценка эффективности, целесообразности вносимых предложений, необходима юридическая экспертиза. В отношении легальности отмечу, что та древесина, которая реализуется через аукционы, заготовлена легально. Может ли НУБиП показать пример и обеспечить проведение сертификации 17 тис. га лесов, которые находятся в постоянном пользовании университета?
Лакида П.: Этот процесс начался. Предварительный аудит проведен компанией «Лесная сертификация». Надеюсь, что в следующем году леса «Боярской ЛОС» будут сертифицированы.
Просили бы дать согласие Романовского В., Сагаля С., Волосянчука Р., Сиренко И., Данчук-Дворецкую Т., Кравца П., Лакиду П. доработать проект.
Надо поблагодарить ректора за возможность открытия офиса, где можно получить необходимую информацию. Предлагаю пройти всем на открытие офиса.
Стенограмму подготовила:
Секретарь круглого стола О.Павлищук
28.12.2011 | Написати коментар »
Теги: FSC, законодавство, НУБІП, Павло Кравець