Надежды обреченного леса
Выхожу из горловского автобуса номер 13, спускаюсь от остановки вниз и прямо у кромки поселка химзавода вижу лес. Местная жительница показывает дорогу и идет со мной. Имя она назвать отказалась, но охотно рассказывает о проблеме:
– Это у нас Софиевское урочище – заповедник такой. Лес, конечно, искусственный, людьми насаженный, чтобы было нам чем дышать у завода. Так вот, кто-то старался, сажал, холил и лелеял деревья, а теперь этот лес – рубят!
Причем рубят как-то безбожно! Раньше никогда такого не было! Вы посмотрите, что делается! Сколько дубов срублено! И распилены для продажи, согласитесь! Видите – древесина-то хорошая! А не вывозят, потому как земля еще сырая, не подъехать. Так все и лежит, а люди ходят, смотрят, и у нас сердце кровью обливается! Писали уже об этом, больные, говорят, деревья… Но никто этому не верит, потому что не похожи они на больные! А вот на воровство похоже! И как власти такое допускают, понять невозможно…
Дубовый лес, еще по-весеннему прозрачный, действительно завален срубленными деревьями. Распилы аккуратные, бревна пронумерованы. А рядом – множество дубов, помеченных мелом: явно обреченные на порубку. Смотреть на это без жалости к лесу действительно трудно. Поэтому возвращаюсь в город и за ответами на трудные вопросы еду в лесничество.
Директор госпредприятия «Горловский лесхоз» Олег Козодой визиту не удивился, сообщает Донецкий коммуникационный ресурс. Срубленные дубы не дают покоя и ему:
– Понимаете, у нас такая политика: если рубят – значит воруют. И люди не хотят понимать ничего другого. С одной стороны это хорошо: общественность болеет за леса, значит не все у нас еще потеряно. Но с другой стороны – люди не знают правил и проблем лесоразведения, отсюда и их тревога. Начнем с того, что леса у нас все искусственные – насаженные вручную. Человек их создал, и без человека они жить не могут, потому что зона у нас степная, не приспособленная по своим климатическим показателям к существованию лесов, которые нам так нужны. Второе: мы находимся на каменистых выходах Донецкого Кряжа, почвенная подстилка тут совсем тонкая, во многих местах не превышает 40 см. Сами подумайте: хватит ли этого слоя крупным деревьям, в частности дубам? Нет, не хватит.
Плюс к этим факторам – в центральном Донбассе на все растения очень большая техногенная нагрузка, потому что район промышленный! Поэтому у нас в Донбассе, в особенности в Софиевском урочище, предельный возраст дубов примерно 100 лет.
Есть еще один серьезный момент: глобальные изменения климата. Планета меняется, а Донбасс – такая же ее часть, как и все другие регионы. Вот, обратите внимания на документ:
«Специализированная информация. 19.08.09.г. №12-4/380. Директору ГП «Горловский лесхоз» О. Н. Козодою. Донецкий областной центр по гидрометеорологии сообщает, что на территории ГП «Горловский лесхоз» г.г. Горловка, Дзержинск, Енакиево… по данным… метеостанций наблюдается бездождный период, который начался в конце марта и продолжался до конца апреля. Отсутствие осадков способствовало распространению сухости воздуха… в дневные часы… относительная влажность … снижалась до 8-30 %. Такая сухость наблюдалась впервые за последние 30 лет. …В июне преобладала сухая, жаркая погода… Температура воздуха на 3 градуса превысила норму… Максимальная температура… поднималась до 36 градусов, при этом поверхность почвы нагревалась до 60 градусов… Недобор осадков обусловил сухость воздуха… Колебания температуры, сухость воздуха, суховейные явления при недоборе осадков и сухости почвы… вызвали ухудшение состояния и повреждения растений. Начальник Л.П. Радионова».
Явления, описанные в этой справке – происходят уже лет восемь. Как вы думаете, это отразилось на состоянии лесов? У нас есть соответствующее заключение Мариупольской лесной научно-исследовательской станции (они проводят мониторинг каждые два года) о необратимом усыхании деревьев многих лесных массивов.
Если это глобальные климатические проблемы, можем ли мы повлиять на ситуацию? Или нас ждет массовое вымирание лесов, и возвращение к Дикому Полю?
– Массовое вымирание лесов уже началось и без глобальных изменений климата, которые только ухудшили ситуацию. Ведь все наши Донецкие леса сегодня имеют для такого региона весьма почтенный возраст – около 100-150 лет. Учитывая вышеизложенное, становится понятным, что они просто состарились, причем до такой степени, что подлежат вырубке.
Значит, это верно, что в Софиевском урочище плановые вырубки?
– Конечно. Это все запланировано, на порубку каждого дерева получено разрешение. Под санитарную рубку на вполне законных основаниях отведено 23 гектара. Запланировано срубить не все дубы, а выборочно те 837, которые усыхают наиболее быстро и явно. Такая же картина наблюдается и в Цыганском лесу, и в Юнкомовском, и в других лесных массивах, не только нашего лесхоза. А у нас – около 2000 гектар усыхающих деревьев. Это не только дубы, но и березы, другие породы… Молодые деревья еще справляются, а старые – гибнут. Если срубить усыхающие деревья сегодня, то они свою роль еще выполнят – их планируется (опять же – на вполне законных основаниях!) пустить на переработку и в производство.
А что же взамен вырубленных деревьев? Особенно, если учесть, что есть государственная программа о доведении площади лесов до, как минимум, 10-15%?
– Взамен, естественно, новые насаждения. Что мы ежегодно и делаем. Но это тоже очень большая проблема. Во-первых, свободных земель все меньше, все распаевано, раскуплено, огорожено частниками и ничего им не докажешь! Во-вторых, окрестные жители в молодняке регулярно пасут скот. Понятно, им надо жить и есть, но ведь для лесопосадок – это смертельно! А леса ведь нам тоже нужны, иначе природа просто не выдержит человека с его активной деятельностью! В-третьих – не поверите! – нам сегодня некуда девать срубленные деревья!
Что значит – некуда? Это же ценное сырье!
– Вот именно! По нормам мы высаживаем на гектар до 900 саженцев, а через несколько лет нужно оставить около 300 самых крепких, остальные – вырубаются. Есть еще и вырубка старых насаждений, как сегодня в Софиевском урочище. В целом это вполне приличное количество древесины, которое лесхоз имеет право реализовать по своему усмотрению и этим заработать себе на развитие и оснащение хозяйства. Казалось бы, очень выгодно, потому что кубометр стоит около 600 гривен. Мы из этой древесины изготавливаем, например, дрова, доску, ручки для садовых инструментов, и даже… гробы. Но за последние годы спрос на нашу продукцию резко упал! У нас нет заказов и рынка сбыта. И потому срубленный лес невостребован! А люди говорят о воровстве!
Как же вы решаете проблему?
– Пытаемся найти выход. Купили вот дробилку и изготавливаем из нашей древесины альтернативный продукт для домашних отопительных котлов. И даже для коммунальных котельных. Это очень выгодно, потому что топливная щепа сама по себе очень калорийное топливо, а при использовании вместе с углем – не допускает «спекания» и повышает КПД его горения. Но тут тоже есть проблема: люди не спешат переходить на щепу, предпочитая газ, от которого мы и так в кабальной зависимости. А щепа – у нас есть всегда, потому что лесхоз поставляет её регулярно и планово. Щепу можно использовать не только в топку, но и для выращивания грибов, и даже для копчения продуктов. Мы сейчас ведем работу с населением в этом направлении, но… пока результат не очень хороший.
Вы и саженцы выращиваете?
– Да, но только для собственного хозяйства. Для продажи не получается, потому что нет специальной техники для выкапывания и перевозки прямо с грунтом. Это тоже почти неразрешимая проблема…
А что выращиваете для себя?
– То, что хорошо приживается в наших условиях. Дуб, кстати, в эту категорию не входит. Выращиваем березу, ясень, сосну, рябину… Каждый год высаживаем и в лесном хозяйстве, и на территории Горловки настоящие леса. В урочище Бахмановка высадили десять гектаров сеянцев сосны крымской. До конца апреля намерены разместить по всей территории лесхоза, достигающей почти 12 тысяч гектаров (от Дзержинска до Кировского и Дебальцева), 240 тысяч сеянцев акации, клена и сосны. И очень обидно, что наши порубки люди видят, а сами леса – не хранят. В сентябре 2008 года из-за неосторожного обращения с огнём неизвестными людьми у нас почти двое суток горел лес. Гасили его подразделения ГУ МЧС Украины в Донецкой области. Сгорело около четырех гектар возрастом около 45 лет. Огонь повредил лесную подушку на площади три гектара и около трех гектаров сухой травы. Чтобы снова вырастить такой лес, понадобится не менее полувека!
Но не все же так относятся к лесам?
– Слава Богу, не все! Есть еще энтузиасты-защитники. Весной нам помогают подростки – убирают, например, одно из наиболее замусоренных мест – березовую рощу в районе Пятовского ставка. В основном это ребята ОШ №36. Но в этом году приезжали и старшеклассники ОШ №12, и студенты института иностранных языков, и юнкоры детской газеты «Скрепка». На территории ОШ №36 все готово к посадке мини-парка: школьникам за их труд мы дарим сорок деревьев – рябин и других декоративных культур. 12 апреля, в день космонавтики, организация «ДЭКО-ВИТА», школьники города и наши гости из Барнсли посадили мини-рощу на бульваре космонавтов Волковых. Так что надежда на то, что леса будут расти и зеленеть – есть. Наша работа, несмотря ни на какие проблемы, дает основания для оптимизма!
Ирина Шевченко, www.0624.com.ua
24.05.2010 | Написати коментар »
Теги: Горлівский лісгосп