Природа України

Зрители-потребители, или Средневековье

Не странно ли то, что в новое тысячелетие мы въехали с караваном цирков-шапито, жестоко эксплуатирующих диких животных для представлений? Не пора ли запретить охоту на диких животных (ведь потребности охотится у нас нет – все необходимое мы можем купить в магазине) и использование их в цирковых представлениях? Да хотя бы потому, что если сравнить времена, когда развивались и процветали эти виды увеселений, и наше время – моральные ценности изменились. Ведь в те времена не то что диких животных уничтожали, а и людей не особо жаловали – процветало рабство, за непослушание или инакомыслие совершали расправу, существовала инквизиция. Неужели наше мировосприятие и уровень мышления остались прежними, неизменными с тех времен?

Но тут, если вы задумаетесь, может возникнуть противоречие: ведь в детстве все мы ходили в цирк, и сколько тогда радости нам приносили представления с участием дрессированных животных. И вот с этого момента давайте разберемся по порядку. К примеру, возьмем циркового медведя. Животное выводят на сцену (как правило, в наморднике и на поводке), оно ослепляется яркими огнями сцены и оглушается громкой музыкой и аплодисментами зрителей. При этом многие думают, что животное тоже получает удовольствие, принося радость зрителю. На самом деле, скорее всего мы так думаем для успокоения своей души. Для дрессировки хищников и других крупных животных в цирке используется негуманный болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основанный на ощущениях боли, который заставляет дрессируемое животное делать то, чего от него добивается человек. Photo-NR

Дикое животное ведет себя в соответствии со своими инстинктами. Естественная среда его обитания – просторная и тихая лесная чаща. Да, конечно, оно привыкает к яркому свету и громкой музыке, но свои заученные трюки все равно выполняет по принуждению, причем как уже упоминалось, по жестокому принуждению.

Когда же дикое животное отказывается от выполнения трюков и бунтует, что ведет к весьма тяжелым травмам или смерти артиста-дрессировщика, после этого таких животных нередко умерщвляют. Но в чем же повинен зверь-хищник, который повинуется своим естественным инстинктам?

Вернемся к медведю. После отработки своего номера его ведут в клетку, которую никто из зрителей шоу, в котором участвовал медведь, конечно же, не видел. Зрителю неизвестно, в каких условиях содержится «артист». Тут можно возразить: а как же зоопарк? Да, наш Киевский зоопарк пока тоже не может обеспечить достойных условий содержания животных. Но и цирк цирку рознь. К примеру, по Украине колесят цирки-шапито, которые не имеют стационарных мест для содержания животных, т.е. всю свою жизнь они проводят в тряске на колесах. При этом они перевозятся в тесных клетках, не имея возможности нормально двигаться и питаться. Использование животных для цирковых представлений так же жестоко, как и охота, - только на охоте животное пристреливают, а на потребу развлечения публики невольник мучается в концлагере. Именно в концлагере: как иначе назвать неестественную для пленника среду обитания (если клетку вообще можно назвать средой обитания), жуткую непривычную еду, постоянный страх, здесь уместно сказать буквально животный страх, насилие. О каком нормальном содержании цирковых диких животных тут может идти речь, если даже артисты этих цирков признаются, что им тоже трудно работать в такой тесноте, все время переезжая с места на место, особенно зимой. Но люди сами делают свой выбор, а животные такой возможности не имеют.

Медведь не привык ходить на двух лапах, а его заставляют, «ломают» его характер хищника. А поставить белого медведя на коньки – все равно, что нас заставить ходить на работу на четвереньках.

Ребенок, приходя в цирк на представление с дикими животными, не способен к столь подробному анализу происходящего. Ведь его воспитывали на сказках, где волк – злой разбойник, лиса – хитрая, заяц – трус, а медведь – неуклюжее и смешное животное. И чем больше соответствуют его пониманию образы этих животных в жизни – тем больше понимания они вызывают у ребенка. Сейчас этот «изъян» в образования детей частично восполняется благодаря изданию общественными организациями экологических детских сказок и игр, которые позволяют понять ребенку, – что природа – это экосистема со сложными связями между живыми и неживыми объектами, и что в эту экосистему входит и человек, значительно влияющий на окружающую среду. Но усилий общественных организаций, без поддержки правительства в этом направлении, недостаточно.

Другой вариант использования диких животных на потеху человеку – использование их в качестве «фотомоделей». Мало кто задумывается, что «животные-фотомодели», как правило, покупаются на черном рынке (что противоречит Конвенции CITES о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, к которой Украина присоединилась в 1999 году) или изымаются из природы незаконно. Если задуматься, почему же эти животные оказались под угрозой исчезновения, окажется, что именно потому, что кроме отбирания у них естественной среды обитания человеком, он еще и незаконно изымает их из дикой природы «чтобы поближе разглядеть». Большинство экзотических животных, которые сейчас эксплуатируются цирками и фотографами-«любителями животных» охраняются международными конвенциями. Давайте задумаемся, если вдруг человек исчезнет с лица земли – тигр что-то утратит? – Скорее наоборот: будет происходить возрождение природы. А если человечество утратит тигра как вид? Думаю, моральные потери будут неоценимы…

Во время эксплуатации животных-фотомоделей накачивают психотропными средствами, чтобы они не представляли опасности для клиентов. При этом они также страдают от городского шума и суеты, а летом – еще и от жары. Общеизвестен факт, что экзотические «фотомодели» служат не более сезона: у них быстро теряется «товарный вид», портится характер, развиваются болезни от несоответствия условий содержания. Передерживать их всю зиму «фотографам» невыгодно - дешевле приобрести новых "братьев наших меньших" в следующем сезоне. В случае с экзотическими животными существует дополнительная опасность перенесения этими животными болезней, которые в нашей стране могут и не знать, как лечить. Также эти болезни могут передаваться через воздух диким животным, например, птицам, приводя к их распространению.

Главными клиентами этих предпринимателей-фотографов также являются дети, которые наблюдая за этим, приучаются к бездушию и жестокости.

Решить проблему можно сформировав общественное мнение, что фотографироваться с животными–невольниками и посещать представления с их участием - это дурной тон, варварство, жлобство, дикость. К примеру, были закрыты два цирка, базирующиеся в Великобритании, которые гастролировали по всей Европе с представлениями с участием животных. Также за последние 12 лет там была закрыта половина цирков-шапито, которые провели хоть один гастрольный тур по стране. Эти меры удалось осуществить благодаря тому, что по результатам проведенного широкомасштабного социологического опроса, 65 % опрошенных выступили за полный запрет использования животных в цирке, а 80 % выступили против использования диких животных в цирковых представлениях.

Для животного, особенно дикого, выполнение трюков - пугающая и унизительная вещь. Чтобы заставить зверя выполнять трюк, надо сломить его волю с помощью страха перед наказанием. Так, на Интернет-сайте одной из общественных организаций Великобритании один дрессировщик признался, что когда он долго не мог добиться от дрессируемого слона выполнения какого-то трюка, и начал наказывать его, слон перестал слушаться и начал плакать. Причем не символически, а реально: у слона текли слезы и он всхлипывал. Да…Человек может заставить плакать даже слона…

Цель цирковых представлений с участием животных – зарабатывание денег, которые идут отнюдь не на достойное содержание самих животных-артистов.

Запретить использование животных в цирках очень сложно, но как первый этап должно быть запрещено использование диких животных для передвижных зверинцев и цирков-шапито, а также должны быть улучшены условия содержания животных и запрещен болевой метод дрессировки.

Первый шаг в этом направлении уже сделан – в 2006 году Верховным советом Украины был принят Закон «Про защиту животных от жестокого обращения». Теперь дело всей общественности, не только экологической, следить за его исполнением и помогать его внедрению в жизнь.

От нас зависит, насколько быстро мы отойдем от «средневековья». Наблюдая за цирковыми представлениями с участием диких животных зрители становятся свидетелями их безмолвного страдания. И если мы спокойно можем это созерцать – значит мы уже соучастники, поскольку ничего не предпринимаем для прекращения издевательства над животными. А если не будет спроса на эти жестокие представления, – не будет и предложения. Ведь если вдуматься: в средние века, наряду с представлениями с участием диких животных в цирках проводилась публичная демонстрация людей, имеющих ярко выраженные физические недостатки (горб, шестипалость, вторую голову, и т.д.). Этот вид представлений отошел в прошлое, поскольку люди осознали, что это жестоко, невежественно и глупо. Так почему же такой «рудимент», как использование диких животных – это жестокое развлечение, которое нашу моральность загоняет обратно на уровень пещерного человека, мы до сих пор тянем за собой из прошлого?

Катерина Борисенко