Экологов и журналистов ожидала разъяренная толпа, которая их приветствовала криками: "Кто вас прислал? Нечего сюда ездить!". А при расставании местные жители пообещали в следующий раз встретить гостей вилами.
Что же вызвало столь агрессивную реакцию? Несколько молодых людей планировали провести опрос кинбурнцев на предмет выяснения их отношения к статусу Национального парка, открыть визит-центр, провести операцию "Чистое побережье" и принять участие в фестивале ленд-арта. Все действо посвящалось Всемирному Дню защиты окружающей среды. Причем намерений своих организаторы не скрывали. Акция была широко анонсирована в Интернет-изданиях и печатных СМИ.
Правда, об информированности об этом самих жителей косы высказалась женщина из народа: "Мы в Интернет не ходим". Не важно. "Ходить" есть кому. И соответствующие выводы делать, и анти-акции организовывать, успешно манипулируя людским сознанием.
Технология стара, как мир. Технология "майдана". Не имеет значения окрас – был ли он "оранжевый" в 2004-м или стал "синим" в 2010-м. И тогда, и сейчас есть место большой и малой лжи. Вспоминается телевизионный сюжет "майдановского" времени. Из львовского автобуса с трудом выходит пожилая женщина. На вопрос журналиста, зачем Вы сюда приехали, отвечает, что сын ездит на заработки в Польшу. А если, мол, к власти придет Янукович, то границу закроют, и семья останется без средств к существованию: «Що будьмо робити? Як жити? Маю стояти тут за Ющенка». Прибегнув ко лжи, манипуляторы без труда выигрывали великие сражения. Что для них малый Кинбурн? Главное - выбрать способ.
Для начала требуется вбросить нужную информацию. Информацию заведомо неправдивую, но доступную и вызывающую нужную заказчику реакцию. Над содержанием мессиджа не мудрствуют лукаво. В нашем случае тезисы для населения выбраны примерно следующие: "Национальный парк – зло", "С созданием парка корову не выпасти, дерево не срубить", "Хозяйничать на ваших землях будут чиновники из Киева", "На создание парка тратятся миллионы", "Паи у вас заберут, детям в наследство оставить будет нечего", и как итог: "Надо бороться, это ваш последний шанс". Во всяком случае, именно в таких выражениях, приправленных крепким народным словцом и характерными жестами, изъяснялись жители Кинбурна с экологами.
К несомненным "плюсам" устроителей анти-акции стоит отнести и организованный подвоз жителей. Народ собрали, усадили в машины, трактора, вездеходы и довезли к началу действа из Васильевки в Покровку. Причём некоторые "пассажиры" выказывали явное неудовольствие в связи с вмешательством в их личные планы. Так, Алена Лыкова заявила: "Мне сегодня надо было ехать в Харьков, а пришлось сюда отправиться". Надежда Крумаленко сетовала на то, что вынуждена оторваться от домашней работы. Но ослушаться команды "прибыть!" не посмели. Хотя, предполагалось, что общение с людьми будет происходить иначе - в ходе подомового опроса. И тревожить никого не пришлось бы, и общение "глаза в глаза" наверняка сложилось бы.
Но такой диалог неинтересен противникам Национального парка, желания действительно выслушать каждого в данной ситуации нет. И не нужно им это. Именно технология "майдана", разговора с раздраженной и возбуждённой толпой может дать надобные заказчикам анти-акции результаты. Потому как знают они точно - никаким мальчикам-девочкам с толпой не справиться.
Однако молодые оказались не из пугливых. Требование проводить сборище на улице отвергли, пригласили активистов за "круглый стол". Таким образом исполнилось желание одних высказаться и выплеснуть эмоции и желание других – услышать и понять.
Как выяснилось в ходе "круглого стола", обе стороны сделали для себя немало открытий.
Экологов искренне удивила неосведомленность кинбурнцев о том, что влечет за собой статус Национального парка. Например, молодой человек "из местных" заявил - всё мы, мол, знаем. Будут новые шикарные застройки и … боулинги. Какие боулинги? Почему юноша решил, что боулинг – это атрибут собственно национального парка, не понятно. Откуда взялись такие несуразные выводы? Кто-то ж его просветил!
Местный депутат Александр Кононов, категорично заявив, что все будет хуже, чем сегодня, приводил примеры деятельности Нацпарков в Херсонской области и Шацке. Там, якобы, установлены шлагбаумы. Никого не пускают, местных жителей ущемляют. Не знаю, как насчет Херсона, но от создания Шацкого национального парка выиграли, в первую очередь, местные жители. Если верить главе Шацкой районной рады Ольге Сахарук (газета "Урядовий кур'єр" от 18.05.2010), то "для большинства крестьян района посетители парка – источник стабильных доходов". С одной стороны сохранен уникальный уголок природы, с другой – появилось больше экономических свобод для населения. И действительно, с созданием парка расширяется рынок услуг, которые могут предоставить местные жители. Начиная элементарно с реализации натуральных продуктов. Кстати, на недавних сессиях в Шацке практически не нашлось противников решения о расширении границ существующего Национального парка.
Пытались донести экологи суть отличий между Национальным и региональным ландшафтным парком.
"Национальный парк, - поясняла координатор гражданской кампании "Национальным паркам быть!" Юлия Гречка, - является собственностью всего народа и охраняется на уровне государства и международных организаций. В то время как региональный управляется областным советом. Со всеми вытекающими отсюда последствиями".
Известный эколог Олег Деркча продолжил:
"В соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде", на территории нацпарков разрешается создавать только лишь отдельные рекреационные зоны, в которых запрещен промысел и вырубка леса. Вся остальная территория находится в пользовании местных жителей!".
Подтвердил его слова и заместитель директора РЛП Василий Чаус:
"Национальный парк предполагает, что под охраной государства окажутся отдельные заповедные объекты – орхидное поле, острова, плавни. На остальной территории можно заниматься привычной хозяйственной деятельностью. Естественно, на законных основаниях. И главное - в условиях Национального парка станет невозможной бесконтрольная раздача земли".
Величайшим удивлением для кинбурнцев стало известие О.Деркача о том, что населенные пункты не входят в состав Национального парка.
– Как же так? – изумился один из местных. – Нам же депутат облсовета Машков говорил, что входят. И паи наши входят, и дома с огородами.
То, что местный житель Борис Владимирович перепутал фамилии известного актера и не менее известного депутата облсовета (авт.- или тоже актера?), не странно. Всех не упомнишь. А вот то, что депутат сознательно ввел в заблуждение своего избирателя, как минимум, некорректно. Как максимум – наказуемо.
На этого же "актера" местные жители ссылались неоднократно. Надежде Крумаленко тот рассказал, что на содержание РЛП "Кинбурнская коса" выделяется каждый год миллион гривен. За 18 лет – 18 миллионов. "И что же сделал парк за эти деньги?" – возмущается женщина. Возможно, дирекции и стоит рассказать, что сделано. Но "машковские" 18 миллионов – чистый обман. На самом деле, бюджет всех региональных парков области раза в три, если не в больше раз, не дотягивает до бюджета одного лесхоза (основного конкурента и противника создания Национальных парков).
Тот же Борис Владимирович проявил чудеса познаний в области ботаники.
"О каких вы орхидеях говорите? – спрашивает и сразу же отвечает, - это же "отрыжник" (авт. – научное название "ятрышник точечный"). Он у нас до самой Херсонской области растет. Эка невидаль!"
Удивлениям не было конца. Одни выступления поражали эмоциональностью, другие – откровенным хамством, третьи – неосведомленностью. Взвешенной показалась речь местного жителя Вячеслава Фарващука.
"Столкнулись интересы местного населения и людей от власти, - считает он. - Для того, чтобы навести порядок, надо учесть все интересы и решить их в правовом поле. Первый интерес – потребности жителей Васильевки. Рыбколхоз ликвидирован, будущего нет. Единственная надежда – распаёвка земли и получение пая. Пай – это реальные материальные блага и уверенность в будущем. Дело каждого - продать его или передать по наследству. Второе – есть желающие приобрести землю и застроить побережье. Безусловно, нужна специальная природоохранная структура. От власти требуется одно – навести порядок. Вас ввели в обман, вам рассказывают, что если создадут парк, вы не сможет выпасать скот, собирать грибы, косить. Это ложь, которая придумана теми, кто хочет разорвать этот парк. При правильном подходе Национальный парк может стать действительно нашим общим достоянием и средством к благополучию наших детей и внуков.
Обеспокоенность всех жителей высказала одна из женщин в личной беседе. "Мой пай – единственная и последняя надежда жить нормально, помочь детям и внукам. И если придётся за него бороться, естественно, буду бороться".
Во всей этой ситуации непонятны несколько моментов. Почему до сих пор власть не смогла объясниться с людьми? На обман и дезинформацию время есть, а на общение и разъяснение - нет.
Почему власть манипулирует сознанием людей, превращая их в "биомассу", в "племя", тем самым сознательно унижая?
Почему власть (кроме двух-трёх местных депутатов) не пожелала вступить в разговор и не пожелала ответить на вопросы? Ведь большая часть проблем, которые поднимали люди, относится непосредственно к компетенции местной власти – благоустройство, дороги, поддержание чистоты, медицинское обслуживание, защита интересов местного населения.
Даже об обеспечении порядка при проведении этого отнюдь не стихийного митинга никто не позаботился. Хорошо, что приезжая молодежь смогла утихомирить толпу. А если бы не смогла? А если бы пострадали люди? Кому отвечать? Студентам и экологам? Обещания встретить их с вилами – не пустой звук. Значит, людей довели до такого состояния, обрисовали им образ врага. А на роль неприятеля выбрали молодых общественников, экологов и журналистов.
Кстати, еще и художников. На месте сбора жителей проходил мини-фестиваль художников ленд-арта. Гости из Львова, студенты Университета искусств, представили свои творения. Интересные и неординарные, навеянные недельным общением с Кинбурном. Юная художница Василина с утра до ночи из веток и колосков создавала совершенно невообразимые деревья. Установила их в безлюдном месте, под ними – скамеечку. Девушка хотела, чтобы каждый, кто сядет на эту скамейку, почувствовал себя ребенком, очутился в том времени, когда все деревья были большие. Ощутил бы себя маленьким человечком перед мощью природы. Другой художник соорудил лестницу, которая ведет в небо. У него свое видение единства с природой.
Вечером чьято машина раздавила оба творения. Наехала всей своей "джиповской" силой и уничтожила труд детей. Василина тихо плакала. Парень держался. Мы утешали обоих. Предложение обратиться в милицию молодые люди отвергли категорически. Кинбурн для них запомнился светом, а не варварством и дикостью. Во всяком случае, хотелось бы в это верить.
А местным жителям хочется пожелать одного: взявшись за вилы, не наступите на грабли.
Елена Николаева, mukola.net