Увы, я никогда не бродила по Карпатам. Так, по-настоящему, как бродят туристы-палаточники, ищущие тишины и уединения. И тихо завидовала, когда коллеги демонстрировали мне фотосессию–портфолио сдержанной красоты карпатских каньонов с текущей внизу шумной и веселой водой. А как хотелось бы! Да все что-то мешает – то дела не отпускают, то горящая путевка пятки жжет.
И вот, когда я узнала, что почти рядом со столицей (каких-то неполных 200 км) есть настоящий каменный каньон из американского вестерна (разве что без парящего над ним кондора), в ближайшую субботу мы впрыгнули в машину и выехали на Одесскую трассу.
Дорогу чужакам укажут аборигены
Маршрут у нас был очень приблизительный: курс – на Жашков, оттуда – поворот налево, на село Буки. А дальше – язык до каньона доведет.
В Жашкове нас ничего не интересовало – городок ничем не примечателен – похож на Обухов, Ирпень и другие райцентры. Поэтому единственной нашей задачей было – не пропустить указатель на село Буки. Это оказалось делом непростым, и пришлось не раз воспользоваться «наводкой» местных жителей. До села оказалось 35 км, и через 20 минут мы увидели первые букинские домики.
Доехав до развилки, мы припарковались и зашли в магазин – узнать, куда же двигаться дальше. И оторопели, когда продавец, не ожидая вопросов, сама сказала:
– Вам – налево, вниз и до моста! Там увидите!
Наши открытые – задать вопрос – рты так и остались открытыми, от удивления. Потом дошло: местные жители уже привыкли, что если появляются «чужаки», то они явно ищут каньон. Зачем же ждать, когда они спросят дорогу?
– И почему они просто указатель не повесят? – подумала я. – И кафе «Каньон» тут было бы очень кстати!
Но ничего не сказала – мысленно я была уже там, в американском вестерне.
Ориентиры каньона: прямо – водопад, сбоку – Ленин
Проехав километр, мы увидели старый каменный мост, как утверждал атлас, над рекой Горный Тикич. Кстати, в перспективе красовался... памятник Ленину, правда, не со стороны каньона. И за то спасибо, потому что даже необузданной фантазии не хватило бы для определения роли вождя мирового пролетариата в благородном деле борьбы за права местного населения, угнетаемого капиталистическими колонистами.
А вот с другой стороны моста шумел невысокий, но довольно буйный водопад Выр, возле которого еще в девятнадцатом веке построили водяную мельницу. Сейчас от былой красоты осталась только коробка.
Каньон начинался через пятьдесят метров. Огромное каменное нагромождение высотой метров сорок, внизу – настоящая горная река, заканчивающаяся перекатом и переходящая в круглое глубокое озеро. За ним река уходит в густые заросли, и проследить ее путь можно только на водном транспортном средстве, которого у нас, к сожалению, не было.
Камни фобии лечат
Но и без плавсредства здесь очень здорово. Для меня, человека, впервые попавшего в «каменный мешок», все было внове. Очень хотелось прислониться щекой к камню, внешне похожему на сланец, еще теплому в розово-пастельной подсветке заходящего солнца. Или опустить ногу в пенящуюся шампанским воду и почувствовать, как холод сводит пальцы.
Но самое главное – это ощущения. Куда-то подевалась моя врожденная высотобоязнь, и мы резво взбежали на самую высокую скалу и с высоты полста метров наслаждались видом на озеро. И это при том, что в Киеве я выше третьего этажа не поднимаюсь. Исчезла и приобретенная клаустрофобия.
Заметив углубления, похожие на небольшие, очень узкие пещерки, я не устояла перед «синдромом ящерицы» и полезла в щель. Откуда-то из глубин сознания поднималось освежающее раскрепощение души, куда-то исчезли все страхи (я перепрыгнула на камень, торчащий посреди потока, и постояла на нем на одной ноге).
В этом каньоне – какая-то особая энергетическая атмосфера, и нагромождение камней не угнетает, наоборот, как будто заряжает частью своего спокойствия и накопленного за день тепла.
...Мой спутник, много раз бывавший в Карпатах, утверждает, что если бы ему показали фото букинского каньона, он бы с уверенностью ответил: «Это – Ивано-Франковская область, Косовский район, очень похоже на село Шешоры». И ни за что не поверил бы, что этот «косовский район» находится в Черкасской области, за 170 км от столицы.
Справочная «Газеты...»
Речка Горный Тикич течет в протерозойских гранитах, возраст которых оценивается в 2 млрд лет, и образует глубокий (до 20 м) и узкий (местами 20–40 м) каньон, один из уступов которого назван в честь известного украинского геолога-петрографа («Скала Родионова»). Горный Тикич вместе с реками Гнилой Тикич и Ятрань входит в бассейн Южного Буга. Сам каньон небольшой, около пяти километров в длину, также само это место уникально тем, что там находятся развалины первой в Украине гидроэлектростанции. Местные жители говорят, что в Буках красивее всего весной – тут очень много цветов, растут даже дикие тюльпаны и дикий чеснок.
Как доехать
Добраться до каньона несложно. Сначала на рейсовом автобусе Киев–Жашков или Киев–Умань до самого Жашкова (автобусы ездят каждый день – отправление в 9.40 утра, цена – около 35 грн). А уже в самом Жашкове, на автостанции, нужно пересесть на маршрутку в Буки (7 грн) или на такси – за двадцать гривен вполне можно договориться.
Автор: Инна Григорьева, www.mycityua.com