Природа України

Наших соколов скупают арабские шейхи

В аэропорту «Борисполь» на борту самолета в тайнике нашли девять краснокнижных пернатых хищников, которых контрабандисты хотели переправить на Ближний Восток.

Торговля редкими животными и птицами в последнее время стала очень прибыльным бизнесом, помешать которому не могут ни таможни с границами, ни международные природоохранные соглашения. Как только исчезающие виды стали дорогим товаром, браконьеры начали отлавливать их по всему миру, и в Украине в том числе.

Особой популярностью у покупателей в арабских странах пользуются редкие виды соколов-охотников. Чтобы козырнуть на соколиной охоте красивой птицей-ловцом, богатеи согласны платить любые деньги. На днях в международном аэропорту «Борисполь» пограничники помешали отправке в Сирию соколов-балобанов, которые занесены в Красную книгу Украины.

Птиц замотали скотчем и надели колпаки

– В прошлую пятницу, во время оформления рейса «Киев–Дамаск» одна из бортпроводниц сговорилась с контрабандистами и спрятала в отсеке для экипажа две сумки с птицами, – говорит Ольга Перехрест, сотрудница пресс-службы Госпогранвойск. – Ножки у пернатых были связаны, а на головки надели колпаки из материи. Позже специалисты определили, что это редкие соколы-балобаны. Стюардесса оправдывалась, что один из пассажиров, как позже выяснилось, гражданин Сирии, попросил ее «подержать» соколов у себя, пока он пройдет таможенный и пограничный контроль. Понятное дело, что эту услугу она оказала ему не бесплатно.

По словам таможенников, бедных птиц полностью замотали в скотч, к тому же владелец-сириец накачал их каким-то наркотиком, чтобы во время перелета вели себя смирно. В таких ужасных условиях они вряд ли дожили бы до посадки в Дамаске, однако торговца это, вероятно, не беспокоило. Ведь за каждую редкую птицу можно было выручить как минимум $1 тыс. Как оказалось, за попытку перевозки «живого» товара – весьма гуманное наказание. Максимум, что им грозит – небольшой штраф.

Куда девались «конфискованные» соколы?

– На них составили протоколы о нарушении таможенных правил, забрали полуживых соколов, и стюардесса с пассажиром-сирийцем полетели своим рейсом, ведь таможенники не имеют права задерживать людей, – сказала «Газете по-киевски» Ирина Сластен, пресс-секретарь таможенной службы аэропорта «Борисполь». – Соколов мы передали в Национальный эколого-натуралистический центр Киева, потому что в аэропорту негде их содержать. Помню, в прошлом году в Борисполе была подобная ситуация. Тоже пытались вывезти накачанных наркотиками соколов. Так из восьми птиц выжили только две.

В процессе передачи пернатых случился какой-то непонятный казус. Таможенники утверждают, что отдали их натуралистам, однако в эколого-натуралистическом центре нам заявили, что про контрабандных соколов слыхом не слыхивали.

– Какие птицы? Впервые слышу, нам ничего не передавали, – заявил директор НЭНЦ Владимир Вербицкий. – Возможно, отдали куда-то в другое место, но у нас их не было – это точно.

Не оказалось соколов и в Киевском зоопарке. По словам Ирины Головиной, пресс-секретаря директора, в их учреждение птиц из Борисполя тоже не передавали. Директор киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко слышал о попытке вывоза краснокнижных пернатых в Сирию, но тоже оказался не в курсе того, куда их потом девали.

– У нас есть документы с мокрыми печатями, подтверждающие передачу птиц, почему директор НЭНЦ это отрицает – нам неизвестно, – подытожила пресс-секретарь Бориспольской таможни Ирина Сластен.

Остается надеяться, что птиц передали в какой-то другой натуралистический центр Киева. Однако со слов того же Борейко, организация под названием Национальный эколого-натуралистический центр в столице одна. Та самая, где директором Вербицкий, который ничего о передаче редких соколов не слышал.

Знающий человек:

Соколов-балобанов в Украине осталось всего 150–200 пар

Геннадий ФЕСЕНКО, младший научный сотрудник института зоологии им. Шмальгаузена

– Это уже не первый случай, когда из Украины пытаются вывезти соколов, занесенных в Красную книгу. В 2005 году в Донецком аэропорту рейсом «Донецк–Алеппо–Ларнака» уже пробовали провезти девять соколов – 7 балобанов и 2 кречета. Тогда это был курьер из России. То есть птицы были отловлены не у нас, а на территории РФ, и вывозились на Восток через Украину транзитом. Не знаю, кто определял вид найденных в «Борисполе» птиц.

Возможно, среди них были не только балобаны, но и кречеты, и сапсаны – с виду они очень похожи. Это очень важно. Ведь сокол-кречет даже по мировым меркам исчезающий вид. За одну птицу на «черном» рынке готовы платить до $30 тыс. В Украине кречеты не гнездятся. Их можно встретить в российской тундре. Что касается балобанов и сапсанов, то они обитают в Карпатах и в Крыму.

Согласно Красной книге Украины, сокол-балобан – вымирающий вид. У нас их осталось 150–200 пар, не больше. А сапсан в нашей стране – исчезающий вид. Как правило, покупатели этих птиц отдают предпочтение соколам, которые гнездятся в России. Потому что по размеру они больше наших, следовательно, на охоте могут взять добычу большего размера. Так что нашу страну больше используют – как перевалочную базу.

Спросите, зачем арабам соколы? Соколиная охота – это очень зрелищное действо, это культ силы в воздухе... Представьте, к примеру, сокол-сапсан в погоне за жертвой развивает скорость до 350 км/ч и на лету, когтем заднего пальца разит свою жертву. В арабских странах больше чем где бы то ни было сохранилась традиция соколиной охоты. Когда-то за хорошего сокола арабы давали несколько скакунов. Эти птицы в цене там и сейчас.

Андрей ТКАЧ, mycityua.com