А недавно там побывали экологи из Киева и их коллега из Голландии.
Бывший советник Министра экологии Голландского министерства окружающей среды Эп Бунеман вместе с экспертом по зелёному туризму и энергоэффективности информационного центра “Зелёное досье” Надеждой Шевченко и экспертом по экономическим вопросам этого центра Екатериной Дружининой разрабатывают рекомендации по созданию и развитию в этих местах экологически дружественных видов бизнеса.
Священные рощи и великие битвы
Эти земли находятся на песчаной косе между Днепровско-Бугским и Ягорлыцким лиманами Чёрного моря и известны как Кинбурнская коса. Ее длина – около 40 км, ширина – 8-10 км. Название произошло от тюркского “кил” – волос и “бурун” – мыс (килбурн). Греки называли эту косу “Ахиллов Бег”: считается, что здесь произошла грандиозная морская битва, в которой победил Ахилл, и в честь победы устроил на косе торжественные атлетические игры. Согласно одних легенд, там возвышался величественный храм богини земледелия и плодородия Деметры. В других легендах утверждается, что тут размещалась священная роща богини Луны, богини колдунов и привидений Гекаты. На западе Кинбурнской косы в 15 в. турки построили крепость, в районе которой в 1787 году А. В. Суворов разгромил крупный турецкий десант.
Иногда Кинбурнскую косу еще называют аптекой под открытым небом. С одной стороны Кинбурнская коса омывается морской водой, с другой – днепровской, а суша покрыта сосновым лесом и разнотравьем. Благодаря этому создается своеобразный микроклимат, в условиях которого растет более 500 видов травянистых растений. А еще на Кинбурнской косе живут белые цапли, аисты, лебеди, пеликаны. На зимовку из Скандинавии прилетают белохвостые орланы.
Как утверждает Катерина Дружинина, Кинбурнская коса – единственное место на побережье Чёрного моря, где осталась дикая природа в таких масштабах.
«Красную книгу» – в огород?
На территории полуострова есть три села: Покровка, Покровское и Васильевка. Зарегистрировано там около 800 жителей. Территория косы входит в состав Черноморского заповедника, но часть принадлежит бывшему рыбколхозу (он уже лет 20 “де факто” не работает и землю не использует). Земли рыбколхоза будут переданы в национальный парк, но 200 га из них должны быть распаеваны и переданы тем местным жителям, которые до сих пор числятся сотрудниками рыбколхоза. И эти 200 га как раз приходятся на те самые уникальные поля орхидей.
И получается, с одной стороны, – поле вроде колхозное, а с другой стороны – каждый растущий там цветочек занесён в Красную книгу и охраняется законом Украины и международным законодательством. И сам Кинбурн оказался в критической ситуации: или удастся создать нормальный национальный парк и сохранить уникальную дикую природу, или – заповедными останутся только “заплатки” среди огородов …
К слову, в Украине заповедных земель на сегодняшний день – около 3 млн. гектаров. Это – 4 % территории государства. В мировой практике считается, что для страны нормой является сохранять заповедными хотя бы 15 % территории. У нас же, в Украине, уже планируется довести эту цифру до 10 %. Что касается непосредственно Кинбурнской косы и рыбколхоза, то Министерство экологии вроде бы уже провело переговоры и договорилось, что участки земли людям дадут в других местах.
Экологически дружественный бизнес
Киевским экологам и голландскому эксперту удалось пообщаться и с председателем сельсовета, и с директором заповедника, и с местными предпринимателями, и с местными жителями.
По словам Катерины Дружининой, в сохранении парка заинтересованы все, по крайней мере, так об этом говорят вслух. Местные предприниматели, которые уже построили там гостиницы для туристов, даже предлагают помощь.
Эксперты намерены разработать такую концепцию развития Кинбурнской косы, которая учитывала бы все интересы – и местного населения, и развивающегося бизнеса, и интересы национального парка. Чтобы они не только не противоречили, но и помогали друг другу. Например, национальный парк и туристический бизнес – ведь парк охраняет именно то, что привлекает туристов! А туризм должен быть экологически дружественным.
Но есть две основные нерешённые проблемы – сточные воды и вывоз мусора. Грунтовые воды находятся в среднем на глубине 1,5 метра, поэтому при увеличении количества туристов люди будут пить ту же воду, в которую сбрасываются стоки.
Эта задача может быть решена или объединением бизнесменов, или с помощью сельской власти, или же – если найдется какая-то некоммерческая организация, готовая “принять вызов” и подумать о том, как это организовать. Это очень простые действия: выделить площадку, найти людей, определить, сколько им надо платить, организовать сбор мусора и его сортировку (бумага, стекло, пластик), это всё должно проходить первичную обработку и доставляться на ближайшие перерабатывающие предприятия. Например, ближайший завод, который перерабатывает пластиковый мусор, есть в Одессе (в Украине их всего 4).
И еще, местные жители – не главный “поставщик” мусора. Даже если у них есть пластиковые бутылки, то они их используют многократно, почти до дыр. Но когда приезжают городские жители, то у них уже совсем другая культура поведения – они привыкли, что если есть мусор, то есть и место, куда его можно выкинуть…
Автор: Ирина Ухварина
Фото: И. Мойсиенко
Источник: “Вгору”