На сегодняшний день исполнительная власть имеет полномочия (постаралось предыдущее правительство) прятать от украинских граждан любую информацию о своей деятельности. Конечно, на словах законы нашей страны дают возможность каждому узнать, какие решения принимаются во властных кабинетах.
Исключением являются лишь данные, признанные государственной тайной. Но, как показало расследование «ВВ», чиновники могут прятать скелеты в шкафах, на свое усмотрение присваивая любой бумажке гриф «Для служебного пользования». Более того, в распоряжении газеты имеются доказательства, что они этим шансом активно пользуются.
В первую очередь органом власти, уличенным нами в сокрытии информации таким способом, стало Министерство охраны окружающей природной среды (Минприроды). Случилось это 25 января, во время заседания Общественного совета при министерстве, в который входят представители общественных экологических организаций. В тот раз основным вопросом повестки дня было выполнение Украиной Орхусской конвенции о свободном доступе к экологической информации. Как известно, наша страна занесена cекретариатом конвенции в черный список ее злостных нарушителей.
В материалах, которые получили участники совета, случайно (чиновники недосмотрели?) оказалась копия Указа Минприроды №470 за ноябрь 2004 года, предоставленная сотрудниками Госуправления природных ресурсов Львовской области. Этот документ, подписанный экс-министром Сергеем Поляковым, определяет списки конфиденциальной информации министерства, а также лиц, которые могут присваивать гриф «ДСП». В дополнении к указу перечислен список информации, которая может быть засекречена.
Оказывается, граждане Украины не имеют права знать о:
- результатах ревизий ведомств, организаций и предприятий, находящихся в сфере управления Минприроды;
- материалах, направленных по результатам этих ревизий в правоохранительные органы;
- проблемах, возникающих на реках, по которым проходят границы с другими государствами;
- вопросах, касающихся биологически активных, отравляющих и инфекционных веществ;
- результатах государственных экологических экспертиз и др.
Другими словами, информация о каком-нибудь «мини-Чернобыле» в виде несанкционированной свалки химических отходов, изо дня в день подрывающих наше здоровье, общественности недоступна. Наверное, это чтобы лишний раз не расстраивать нас…
Кроме этого, в пункте 4 приказа территориальным органам Минприроды разрешается составлять собственные списки закрытой информации. При этом никакие ограничения при составлении этих списков на региональные отделения не накладываются — можно засекретить все, что душа пожелает. Нашей газете известно о существовании подобного внутреннего приказа №114 столичного Госуправления по охране окружающей среды, который датируется 21 декабря 2007 года. Правда, его текст «ВВ» добыть не удалось.
На вопрос исполнительного директора Национального экоцентра Украины Виктора Мельничука, почему Минприроды раньше не сообщало о существовании этого указа, последовал поразительный ответ: «А вы о нем ничего не спрашивали». Точно так же остался без ответа вопрос, кто понесет ответственность за незаконное сокрытие информации. Вместо этого чиновники начали оправдываться, мол, мы не виноваты, а принять такой документ нас обязало... постановление Кабмина №1893 за 1998 год.
Оказывается, правительство действительно принимало это постановление, с некоторыми изменениями действующее до сих пор. Оно датируется 27 ноября 1998 года и подписано экс-премьером Валерием Пустовойтенко. Важно другое — основные изменения в этот документ, которые и дают возможность госструктурам скрывать нежелательную для них и опасную для общества информацию, были внесены другим постановлением Кабмина — №1547 от 17 ноября 2004 года. Напомним, время тогда было неспокойное — как раз между первым и вторым турами выборов президента, в кресле премьера досиживал последние дни Виктор Янукович (но справедливости ради стоит отметить: последующие премьеры постановление не отменили). Как раз через четыре дня после принятия данного документа начался Майдан, а через восемь дней, 25 ноября, вышеупомянутый приказ №470 приняло Минприроды. Общественность же узнала о существовании этих документов лишь сейчас.
Своей подписью г-н Янукович дал органам исполнительной власти такие полномочия, о которых те не могли и мечтать. Все получили право принимать приказы, подобные тому, который завизировал экс-министр экологии Поляков. Право составлять конфиденциальные списки было отдано т.н. экспертным комиссиям при ведомствах, в состав которых включались работники режимно-секретных отделов. Точно такое же право получили и государственные предприятия. Монопольное право снимать гриф «ДСП» и ознакомлять с этими документами журналистов было отдано руководителям министерств и ведомств. А финальным аккордом, развязавшим руки чиновникам, стало дополнение №13 к приказу. Согласно ему, информацией, которую разрешено сделать секретной, могут стать любые данные, которые готовились с использованием денег из госбюджета. Ясное дело, что этим критериям отвечает все, чем занимается исполнительная власть, ведь даже оператор компьютерного набора, по-старому говоря, машинистка, печатающая тот или иной документ, получает жалованье за счет бюджета…
Как уже было сказано, Минприроды успело составить свой список конфиденциальной информации всего за восемь суток. Скорее всего, за три с лишком года такой возможностью воспользовались все без исключения министерства, ведомства, Совет министров Крыма, областные, а также Киевская и Севастопольская городские администрации. Остается только прикинуть, что они успели натворить втайне от общества за время, прошедшее с 2004 года…