Уже дважды в этом году появлялись сообщения со ссылкой на прокуратуру полуострова о незаконной добыче песка в Крыму. А в середине февраля, благодаря бдительности общественных экологических инспекторов, выяснилось, что и всеми любимый мыс Фиолент – превратился в месторождение «Севастопольское-1». То есть карьер по добыче морского песка размером 64 га водной глади. Запасы песка -- 2 млн. тонн. Это очень небольшое месторождение, считает владелец компании Алексей Мазюк.
По данным сайта, который в реальном времени отслеживает перемещение судов, с 19 февраля фирма «Суэста» регулярно добывает морской в прибрежной части Севастопольской зоны Черного Моря на юг от Севастополя, в районе мыса Фиолент с помощью самоотвозного добывающего рефулерра «Трофа». Конечная точка маршрута, где началась добыча – находится в двухстах метрах от берега в районе мыса Виноградный.
Для начала представьте себе, что такое добыча морского песка. С судна в море опускается труба, котора, как пылесос всасывает со дна морского весь внешний слой нными обитателями. Максимальная глубина, с которой может вестись добыча, составляет 50 метров.
После просеивания вода, возвращается обратно в море, а в трюме судна остается песок... вместе со галькой и всеми живыми обитателями морского дня. Если вам кажется, что вместе с песком попадаются только мелкие ракушки, то это совсем не так. На территории фирмы «Суэста» находится целое кладбище убитой природы. Горы мидий, устриц, рапанов и многое другое, попутно добытое с песком.
Думаю, понятно, что добыча морского песка – это грубое и экологически опасное вмешательство в природу. Тот факт, что на Фиоленте идет промышленная добыча морского песка, возмутил экологические организации города и Совет экологических организаций обратился в постоянную комиссию городского Совета по вопросам охраны окружающей среды с просьбой «организовать рассмотрение этого вопроса на сессии горсовета».
К горсовету мы еще вернемся. А теперь рассмотрим ситуацию с добычей песка в районе мыса Фиолент, чтобы понять, обеспокоенность экологов и выяснить законность процесса добычи песка.
С 1969 года мыс Фиолент с прилегающей акваторией, объявлен памятником природы местного значения. Статус природно-заповедной территории был подтвержден и новым государством. В 2005 году был выполнен проект землеустройства и вынос в натуру границ памятника. Согласно ст. 28 Закона Украины «О природно-заповедном фонде (ПЗФ)» в границах памятника запрещена разработка всех видов полезных ископаемых. Тот же режим должен быть установлен и в охранной зоне вдоль границ памятника. Однако эти границы не были установлены и Министерство экологии и природных ресурсов, пытаясь одной рукой соблюдать, а другой раздавать в октябре 2011 года приоткрыло дверь в ПЗФ.
Комиссия министерства приняла решение, что ООО «Суэста» может получить спецразрешение на использование недр при условии соблюдения природоохранного законодательства, в том числе и использования земель ПЗФ. Что стало первым документом в цепочке согласований, в результате которых 27 декабря 2011 года фирма получила разрешение на добычу полезных ископаемых на ближайшие десять лет. С правом продлить ее еще на десять лет, по истечении срока лицензии. Так утверждает Алексей Мазюк, владелец ЗАО «Южная инвестиционная компания», куда входит и ООО «Суэста». Запасы песка -- 2 млн. тонн. Это очень небольшое месторождение, считает А. Мазюк.
А уже через три дня Государственная Азово-Черноморская инспекция выдала Разрешение на право проведения работ на землях водного фонда. Вызывает недоумение не только скорость, с которой инспекция в последний рабочий день года поспешила выдать разрешение, но тот факт, что она выдала его в нарушение законодательства.
Во-первых, разрешение выдано без указания регистрационного номера, во-вторых, не указаны ни дата принятия решения, ни номер решения органа, который выдал разрешение. И в третьих, Инспекция совсем забыла, что 15 декабря выдала запрет на выход в море того же судна-рефулера «Трофа» за нарушения природоохранного законодательства во время добычи песка у поселка Гурзуф, и известила об этом Севастопольский морской рыбный порт, с целью обеспечить исполнение данного решения и запретить виход в море «Трофа» для проведения робот по добыче песка. Запрет действует до тех пор. На вопрос, как же вы выходите в море, А. Мазюк ответил, что у Грузуфа работы они уже не проводят, а «мы предпочли не обращать внимание».
Точно также добытчики песка решили поступить и с Севастопольским городским Советом. На вопрос, почему у компании «Суэста» нет согласований с местными властями. Юрист компании Юлия Корнилова сказала, что таковой не требуется, поскольку компетенция органа местного самоуправления заканчивается 50-метровой полосой прибрежной полосой. А по закону «Об исключительной морской зоне» акватория Черного моря принадлежит государству. Так что, использовав, по выражению господина Мазюка, «одно из белых пятен в законодательстве», горсовет он решил обойти.
Однако, как пояснили в управлении земельных ресурсов горсовета, компания скорре всего учла свой негативный опыт общения с местным самоуправлением в 2008 году. Тогда горсовет отказал ООО «Суэста» в выдаче согласования на добычу песка в районе п. Кача.
Начальник управления Виктория Крадышева, подтверждая нестыкованность законодательства, однако заметила, что это никак не мешает городскому Совету провести общественную экологическую экспертизу в отношении добычи песка на Фиоленте и потребовать от природоохранной прокуратуры проверить правомерность выданных разрешений и научных обоснований. Тем более, что район Фиолента, согласно Генеральному плану Севастополя является Приморской курортно-рекреационной зоной, а плата за уничтожение морской ихтиофауны 37 копеек за тонну специалистам из ИнБЮМа кажется смехотворной, и они дать свое научное заключение про этому проекту. Требуется лишь решение органа самоуправления.
Кстати, добыча песка фирмой «Суэста» возле Гурзуфа в конце прошлого года была приостановлена, в том числе и благодаря бдительным действиям Гурзуфского поселкового главы Андрея Николаевича Сандулы, который привлек к решению проблемы представителей соответствующих инстанций и служб и своего самого почетного дачника – премьер-министра Украины Николая Азарова. Господин Мазюк во время интервью подтвердил, что компания никогда не будет добывать песок в этом районе.
Однако упущенную выгоду требовалось срочно покрыть. Ведь у компании есть международные обязательства -- договор на поставку песка в Грузовой район морского порта Сочи.
В интервью господин Мазюк подтвердил сотрудничество с Российской Федерацией и тот факт, что кампания поставляет песок на строительство Олимпийских объектов.
Пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что в договоре стоит имя другой кампании. ООО «Киевгидроинвест» является учредителем ООО «Суэста». По словам все того же господина Мазюка, для сбережения бизнеса, для каждого нового проекта создается новая кампания. В целом ЗАО "Южная инвестиционная компания" принадлежит около десяти компаний. И это действительно позволяет сохранить бизнес и обойти закон. Если завтра Азово-Черноморская экологическая инспекция все-таки станет настаивать на санкциях в отношении судна "Трофа" добычу продолжит другой рефулер "Печора", который может, не заходя в порт сразу транспортировать в Олимпийский Сочи 3,5 тонн песка за один рейс.
Станет ли это реальностью покажет ближайшее время. Депутаты городского Совета сегодня приняли решение остановить добычу песка на Фиоленте и обратились в прокуратуру с соответствующим письмом.
Источник: 911sevastopol.org