Оказывается, не всё так просто. Газета «Скадовская палитра» в № 7 (от 14 февраля 2013 года) опубликовала слова депутата городского совета Скадовска Анатолия Керекелицы, который является одним из противников создания природного парка. В своем недавнем выступлении перед общиной города он сказал, что с момента создания парка прошло уже более трех лет, однако в государственном бюджете до сих пор не предусмотрели средств, необходимых для функционирования такого объекта. В тоже время вокруг острова наблюдается непонятное оживление: администрация парка наняла 40 охранников, которые патрулируют территорию днем и ночью. Что и от кого они охраняют и за чей счет их финансируют – поди разберись!
«…Складывается впечатление, что создается схема по приватизации острова, – цитирует газета депутата. – Чувствую, что завтра начнется давление “денежных мешков”, но мы должны отстоять остров. На острове Джарылгач прошло мое детство, он кормит многие скадовские семьи…»
Кроме того, в Скадовске поговаривают, что Национальный природный парк займет не только весь остров Джарылгач, но и прибрежную полосу от Скадовска до Тарасовки и Лазурного, и даже предполагает строительство дороги в районе песчаной косы, которая должна соединить остров с Лазурным. Чтобы подтвердить или опровергнуть эти разговоры, члены инициативной группы по защите острова писали письма в профильные министерства, но ответ не получили. Поэтому ситуация еще больше обрастает слухами, домыслами, которые, кстати, никто не спешит опровергнуть.
Редактор газеты «Скадовская палитра» Виктория Сенько в телефонном разговоре с журналистом «Гривны» тоже высказала мнение, что конфликт вокруг создания национального парка подогревает именно непрозрачность. Примерно месяц назад пошли слухи, что кого-то из местных не пустили на остров нанятые администрацией парка охранники и доступ на остров вообще могут закрыть. Это сразу взбудоражило население, ведь в Скадовске не так просто найти постоянную работу. Местный народ кормится во многом за счет природных ресурсов и туристов: одни зарабатывают на жизнь тем, что на своих лодках перевозят отдыхающих на остров, другие ловят и продают креветку и рыбу. Люди боятся, что останутся без куска хлеба.
- А администрация парка, вместо того чтобы разъяснить «правила игры», почему-то «темнит»: нам не сообщают, что конкретно будет происходить на острове, какие объекты планируют здесь строить, сколько средств будет выделено, – высказала опасения Виктория. – Я как редактор газеты уже несколько раз пыталась встретиться с руководством парка, чтобы взять интервью и рассказать читателям о будущем острова, но наша встреча до сих пор так и не состоялась. А это наводит на мысли, что «не всё чисто». Ведь когда местные власти давали разрешение на создание национального природного парка, то исходили из соображений, что таким образом они уберегут территорию, которая будет находиться под защитой государства, и поэтому ее не смогут «прихватизировать». А вдруг всё будет наоборот?
Кому охота на остров?
Масла в огонь подливают и местные охотники. Они в числе первых добиваются отмены Указа Президента о создании национального природного парка и уже собрали 1,5 тысячи подписей за ликвидацию природного парка.
- Я вырос на этом острове, – рассказывает председатель Скадовского городского общества судоводителей-любителей маломерных судов «Джарылгач» Сергей Сидоров. – Раньше здесь очень хорошо соблюдали баланс интересов: отдыхающие загорали на небольшой территории в районе маяка, в болотистой части острова разрешали охотиться (остров находился в ведении лесхоза, охотники покупали отстрелочные карточки и в сопровождении егеря выходили на промысел). А заповедной считалась только часть, где растет редкое растение золотобородник и можно встретить оленей и муфлонов – там охота и раньше была запрещена. Теперь же нас вообще не пускают на остров, аргументируя это природоохранными мероприятиями! Но ведь разумное регулирование численности животных принесло бы только пользу!
Другой охотник – предприниматель из Скадовска Александр Ястреб – возмущен не меньше:
- То, что сейчас якобы пытаются сохранить и сберечь от браконьеров, на самом деле создано усилиями лесоохотничьего хозяйства. В свое время на остров завезли ланей, оленей, муфлонов (а еще здесь есть хищники – лисы, волки, еноты). И, чтобы регулировать численность животных, на острове разрешали охотиться. Места эти, конечно, очень красивые. Не зря сюда привозили многих высокопоставленных чиновников, вот, видимо, кому-то из них и приглянулась территория. И хоть нам до недавнего клятвенно обещали, что создание национального природного парка преследует только благородные цели и не затронет интересы местного населения, а только поможет решить экологические проблемы, нас просто обманули. Охотников выгнали, а кто-то явно хочет прибрать это место к рукам: построят отели, рестораны и будут зарабатывать деньги.
Каждый защищает по-своему
Мэр Скадовска Александр Гавриш также вошел в инициативную группу по защите острова. Однако, как он сам говорит, – именно для того, чтобы не допустить истерии: перекрывания дорог или других радикальных реакций, а добиться разрешения ситуации законным путем.
По его словам, отменить Указ Президента о создании национального природного парка – нереально, потому как всё делалось с соблюдением норм закона. Но инициативная группа может добиться внесения изменений в Устав парка и Положение, регламентирующее его деятельность, – чтобы местному населению разрешили спортивную охоту и спортивную рыбалку, а также свободный допуск туда туристов. Мэр также не понимает, почему то, что происходит на территории природного парка, – практически засекречено. Отсюда и домыслы, и тревога за судьбу острова.
Сотрудничающий с «Гривной» биолог Евгений Роман, который в настоящее время является сотрудником Национального природного парка «Джарылгачский», также высказался по поводу ситуации вокруг Джарылгача: он считает позицию охотников неразумной.
- Я пока не слышал о планах возвести на острове мотели и рестораны и никаких признаков захвата острова не замечаю. В любых национальных парках Украины охота, даже частичная, запрещена, поэтому я сочувствую охотникам, которые фактически потеряли прекрасные угодья. Но и ликвидировать национальный природный парк – просто недопустимо! Это позорная практика, и чести она никому не сделает. Я как человек, который всю жизнь посвятил охране природы, могу заявить: если Указ о создании парка отменят, «захватить» территорию – застроить ее мотелями и частными особняками – будет гораздо проще, чем теперь. Ведь именно статус заповедного объекта накладывает максимальные ограничения, переступить через которые довольно сложно.
Национальные парки создают как раз для того, чтобы сохранить участки дикой природы в неизмененном (если такое вообще возможно) или хотя бы малоизменененом виде. Согласно Закону «О природно-заповедном фонде Украины», в самую заповедную часть парка (она обычно расположена в центре парка) доступ действительно может быть запрещен (ограничения случаются даже для ученых), зато в общедоступные зоны рекреации он только приветствуется! Строительство гостиниц и других объектов инфраструктуры на территориях национальных природных парков допустимо, но только в специальной зоне – она называется зоной стационарной рекреации.
В этом случае воздействие на природу ограничено.
Также «Гривна» поинтересовалась мнением главы облгосад-министрации Херсонщины Николая Костяка, насчет того, как можно разрешить этот запутанный конфликт, обрастающий всё новыми слухами. На что губернатор ответил, что нагнетание страстей создается кучкой людей, не согласных с запретом на охоту. А чтобы население Скадовска и соседних сёл не поддавалось панике, в ближайшее время планируют провести в этих краях общественные слушания с привлечением ученых, чтобы те растолковали, что да как.
Успокоит ли эта мера жителей Скадовска, утихомирит ли заядлых охотников – время покажет. Но хочется верить, что руководство области не станет утаивать любые тревожные моменты, связанные с жизнью острова, потерять который ради интересов даже очень высокопоставленных и влиятельных людей для Херсонщины было бы просто большим позором.
Источник: grivna.kherson.ua