Метан – это не только ценное топливо, но и… источник канцерогенов

Газ, который можно не только добывать, но и производить

В условиях очевидного обострения дефицита энергоресурсов вопрос поиска альтернативных источников топлива становится архиактуальным. Несмотря на все разброды и шатания, кризисы и обострения, занимаются им и в нашей стране – государственные органы всё больше «для проформы», а вот наука, озабоченная общественность и особенно бизнес – вполне серьёзно. Одним из самых перспективных направлений в деле надёжного обеспечения себя доступными источниками энергии в Украине не случайно считается использование метана. Ведь по некоторым, особо оптимистическим оценкам, промышленные залежи этого газа у нас исчисляются триллионами кубометров. Например, в апреле прошлого года, в Донецке на одном из круглых столов, посвященном проблемам и перспективам угольной отрасли, была озвучена такая цифра: промышленные запасы метана в одной только Донецкой области составляют 12 триллионов кубометров (для сравнения: ежегодное потребление природного газа всей Украиной – около 70 миллиардов кубов, и это при наших сверхнеэффективных технологиях и в промышленности, и в жилищном хозяйстве).

Возможно, цифра эта и завышена, но факт остаётся: там, где есть угольные шахты, есть и метан. Сейчас он несёт смертельную угрозу, и не только шахтерам. Метан из шахт просачивается даже в жилые дома шахтёрских городов, и может вызывать взрывы. В то же время его можно было бы собирать и направлять на хозяйственные нужды. Это не просто – газ рассредоточен в пластах, и добывать его дорого, нужно специальное оборудование, стоящее больших денег. Но в условиях, когда привычный нам газ дорожает с пугающей скоростью, раскошеливаться на добычу собственного топлива не сегодня-завтра придётся.

Известно, что метан, кроме добычи из подземных пластов, можно ещё и производить. Речь идёт о так называемом биогазе, получаемом из самых разных составляющих, причём создающих в необработанном виде серьёзные экологические проблемы – бытовых отходов, канализационных стоков, остатков сельскохозяйственной растительности.

Технологии производства биогаза из органических отходов разработаны уже давно, и во многих странах массово внедряются – как в Европе и США, так и в Китае (особо стремительными темпами), и даже в совсем бедных державах. Почему отечественный и мировой опыт сбора и производства метана практически не внедряется в наших краях - вопрос риторический. Но будем оптимистами, и понадеемся, что в скором будущем вместо ненадёжного импортного газа по нашим трубам побежит отечественный метан.

Надо отметить, что использование метана в качестве альтернативного топлива в Украине уже давно началось. Например, в Закарпатской области, весьма далёкой от угольных пластов, на этот газ активно переходит автомобильный транспорт. Интерес к газу как замене бензина здесь, как и в других регионах страны, автолюбители начали проявлять довольно давно. Но предложение запаздывало, ограничиваясь всего тремя на область заправочными станциями, построенными в Ужгороде, Сваляве и Хусте ещё в «перестроечную» советскую эпоху. Ситуация изменилась, когда в декабре 2006 года начала свою работу активно расширяющаяся сеть метановых заправок "EnerGO".

Сейчас в крае идёт мощная рекламная кампания по переводу автомашин с обычного топлива на газ, точнее, именно на метан. Вдоль дорог Закарпатья красуются манящие бигборды, а по улицам ездят соответствующе раскрашенные машины, собственники которых перешли на новый вид топлива и теперь спрашивают: "А в моей машине газ. А у вас?". Экономическая выгода от перехода с бензина на метан очевидна. Это газ оказался почти вдвое дешевле используемого обычно пропана, который, в свою очередь, гораздо выгоднее бензина.

Фирма "EnerGO" запланировала широкую сеть из 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сеть спланирована таким образом, чтобы кратчайшее расстояние между станциями не превышало половину запаса хода легкового автомобиля со стандартным баллоном газа, и в среднем составляла 50 км. Первые в Закарпатье АГНКС, близ Ужгорода и Мукачево, с возможностью обслуживать до 200 машин в сутки каждая, заработали в начале 2007 года. В декабре прошлого года заработала многотопливная автозаправка недалеко от городка Берегово. Кроме метана, на ней можно заправляться и обычными бензином и соляркой, а в перспективе также и пропаном.

В январе этого года подобная комплексная заправка открылась и возле предгорного райцентра Хуст. На 2008 год в Закарпатье запланирован ввод ещё как минимум трёх метановых автозаправок – в Ужгородском, Виноградовском и Тячевском районах. Кроме собственно продажи топлива, сеть "EnerGO" предоставляет услуги по переоборудованию машин таким образом, чтобы они могли ездить и на обычном бензине, и на метане (в перспективе похожее оборудование собираются устанавливать и на автомобили на дизельном ходу). Не удивительно, что преимущества нового топлива оценили уже тысячи закарпатских автомобилистов. Например, в одном только Ужгородском районе на метан перешло две тысячи собственников машин.

Откуда в закарпатском воздухе взялся формальдегид?

Вот только не всех эта транспортная "метанизация" радует. В любой бочке радужного мёда можно найти свою ложку дёгтя. Увы, есть она и в деле перехода на метан как относительно дешёвый и практически неисчерпаемый вид альтернативного топлива. Как и любая технология, массовый переход на метан имеет свои опасности, которые можно устранить, если знать о них и заранее к ним приготовиться. Про отрицательные последствия перехода на метан с недавних пор заговорили на Закарпатье.

В частности, в регионе забил тревогу начальник лаборатории Закарпатского областного центра гидрометеорологии, по совместительству - председатель Закарпатской областной организации Всеукраинской экологической лиги, Василий Лобко. На разных мероприятиях экологического характера (конференции, семинары и т.п.) он поднимает острую, но пока очень мало известную обществу проблему. Оказывается, Ужгород в последнее время попал в первую десятку городов Украины по показателю наличия в воздухе формальдегида.

Известно, что это органическое соединение, широко используемое в промышленности для производства полимеров. Его получают из метана путём нескольких технологических операций. Нужный в хозяйстве, формальдегид тем не менее является очень химически активным соединением, и даже в самых малых концентрациях он может стать возбудителем онкологических заболеваний. Поэтому его концентрация в воздухе не должна превышать 0.003 мг/м3 .

На практике во многих городах Украины этот показатель значительно выше, что, увы, не удивительно – экологическое состояние нашей страны уже давно характеризуют как критическое. Тем не менее четырёхкратное превышение ПДК по формальдегиду в атмосфере Ужгорода вызвало у наблюдателей удивление. Систематические наблюдения за атмосферой областного центра проводит Госметслужба Закарпатья, вместе с сотрудниками Ужгородского национального университета. Их данные свидетельствуют – на протяжении последних лет концентрация формальдегида в воздухе города растёт безостановочно.

Откуда же берётся это соединение в городе, химической промышленностью не обладающем? Василий Лобко уверен – причиной однозначно нужно считать автомобильный транспорт. На кафедре физической и коллоидной химии УжНУ несколько лет проводятся исследования по каталитическому превращению метана в ценные соединения для органического синтеза, в том числе и в формальдегид.

По этой тематике у учёных имеется свыше десятка патентов и авторских свидетельств, то есть они «в теме». Ну, а простое сравнение роста числа машин на метане с ростом уровня формальдегида в атмосфере породило подозрение: распространённое утверждение, что автомобиль, работающий на газе, является экологически чистым, весьма спорно. Для подтверждения версии был проведён отбор выхлопов газов у машин на бензине марок А-80 и А-95 и тех, что работают на метане.

Анализ показал – образование формальдегида при сжигании метана значительно превышает аналогичные показатели у бензиновых двигателей (0.177 мг/м3 у двигателей на газе, 0.057 – при сжигании бензина А-80, 0.074 – А-95). Двигатели на метане неприятно удивили также высоким уровнем выбросов оксидов азота. В общем, представление об экологической безопасности машин на неисчерпаемом метане оказались, мягко говоря, неверным.

Что же делать, чтоб не отказываться от перспективного энергоресурса, и при этом не гробить наших и без того крайне болезненных сограждан? Есть ли возможность устранения угрозы формальдегидного загрязнения наших городов? Есть! Для этого необходимо устанавливать на автомобилях специальное оборудование, довольно дорогое и требующее регулярной замены. На законодательном уровне государство таких мероприятий не требует - по крайней мере, пока что.

Необходимо время и усилия, чтоб донести обществу информацию о новой опасности (а, например, закарпатские СМИ, активно рекламирующие сеть газовых заправок, публиковать её не спешат). Ещё большее время необходимо, чтоб донести эту информацию до законодателей, а уж тем более - дождаться необходимых законодательных инициатив для их внедрения. Нужно разработать набор мероприятий по устранению потенциальной опасности от всевозможных установок (как автомобилей, так и котельных, генераторов, отопительных приборов и т.п.), потребляющих метан. Так как пользоваться собственным, практически неисчерпаемым источником энергии – это здорово, чего не скажешь о перспективе травиться продуктами его сгорания.

Гоша Деревянный

С незначительными изменениями опубликовано в еженедельнике «Зеркало Недели»

 
Автор

Природа України – це спроба створити унікальний інтернет-ресурс, який би став епіцентром інформаційного середовища у сфері охорони природи та екології; виконував би роль головного новинарного та енциклопедичного джерела для всіх, хто небайдужий до своєї рідної української природи та землі; об’єднав би усіх зацікавлених та задіяних у сфері охорони довкілля у своєрідну соціальну мережу та став би осередком проведення всеукраїнських кампаній на захист природи ...далі



Приєднуйтесь!